Все повести, вошедшие в цикл Петербургских повестей, объединены единством замысла и идеи. Через все повести яркой линией проходит образ столицы. Надо отметить, что образ Петербурга как столицы русского государства фигурировал во многих произведениях 30-х годов XIX века. Даже в стихах поэтов XVIII века воспевалась неувядаемая сила Петербурга, символизирующего могущество России. Гоголь подошел к образу столицы с иного аспекта. Эта тема была рассмотрена Гоголем с сатирических позиций. Внешний вид столицы менее его интересовал, чем образы ее обитателей, которые остаются в центре внимания писателя во всех повестях цикла. Цикл повестей открывает «Невский проспект», но описание самой улицы в нем отсутствует: перед читателем предстает улица-выставка, на котором показываются обитатели столицы, принадлежащие разным слоям столичного общества. На Невском проспекте люди ценятся по одежке, по внешнему виду, так как они являются показателями социального статуса человека, а личные качества, честь, достоинство, талант и на втором плане. Поэтому этот мир обманчив, за внешней привлекательностью скрываются обман и пошлость, призрачность и продажность. Автор призывает не верить Невскому проспекту, и эта мысль поддерживается во всех других произведениях цикла. Трагична судьба молодого и талантливого художника Чарткова в повести «Портрет». Встав на путь легкой наживы, он утрачивает свой талант. Гоголь фокусирует внимание на той мысли, что власть денег безнадежно портит людей, развращает их и тем самым уничтожает искусство. Заключительной повестью цикла повестей является знаменитая «Шинель», в которой автор продолжает широко распространившуюся к этому периоду в русской литературе традицию изображения «маленького» человека в качестве главного персонажа произведения. Героем произведения является мелкий чиновник-неудачник Акакий Акакиевич. Показывая нелегкую жизнь этого чиновника, автор не имел и малейшего желания посмеяться над ним, наоборот, он выступает с обвинением в адрес общества, тех порядков в нем, которые нравственно уродуют человека. В своих произведениях Гоголь объективно зовет читателей на борьбу за человеческие права. Вместе с тем писатель выступил маяком не только для многих начинающих писателей, но и достаточно известных, направив их по руслу натуральной школы.
хитрость воеводы претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что святослав далековато от киева, а произнес ему, как будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а российский князь с бессчетным войском идет следом. печенежский князь ужаснулся, попросил мира и отступил от городка.
2.обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». какую роль они играют в тексте?
«и собрались люди той стороны днепра в ладьях, и стояли на том берегу. и нельзя было ни одному из них войти в киев, ни из киева к ним. и стали тужить люди в городе и », «и сказал один », «и ответили », «а тот ответил », «а ты не князь ли? ».
союзы «и», «а» играют в тексте летописи огромную роль. они присваивают ритмичность и плавность повествованию.
3.чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? как относится он к героям?
повествование завершается тем, что святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. последними словами летописец подчеркивает, что самое принципиальное для человека — это мир.
летописец с почтением относится к геройскому поступку отрока, который сумел пройти через неприятельский стан и под стрелами переплыть днепр, с осознанием относится к принужденной хитрости претича и не одобряет святослава. это неодобрение выражается в словах киевлян: «ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул». неудачи и голода могло бы не случиться, если б святослав был не в переяславце на дунае, а на родной земле.
хитрость воеводы претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что святослав далековато от киева, а произнес ему, как будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а российский князь с бессчетным войском идет следом. печенежский князь ужаснулся, попросил мира и отступил от городка.
2.обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». какую роль они играют в тексте?
«и собрались люди той стороны днепра в ладьях, и стояли на том берегу. и нельзя было ни одному из них войти в киев, ни из киева к ним. и стали тужить люди в городе и », «и сказал один », «и ответили », «а тот ответил », «а ты не князь ли? ».
союзы «и», «а» играют в тексте летописи огромную роль. они присваивают ритмичность и плавность повествованию.
3.чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? как относится он к героям?
повествование завершается тем, что святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. последними словами летописец подчеркивает, что самое принципиальное для человека — это мир.
летописец с почтением относится к геройскому поступку отрока, который сумел пройти через неприятельский стан и под стрелами переплыть днепр, с осознанием относится к принужденной хитрости претича и не одобряет святослава. это неодобрение выражается в словах киевлян: «ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул». неудачи и голода могло бы не случиться, если б святослав был не в переяславце на дунае, а на родной земле.