снегурочка — героиня "весенней сказки" а. н. островского "снегурочка" (1873). действие пьесы происходит в "стране берендеев в время". мифопоэтический образ берендеева царства навеян устным народным творчеством. это -- идиллическое царство мира и согласия. любовь -- сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу солнца -- яриле. появление среди людей "холодной". вносит в их жизнь "ревность, брань, усобицу". в сердца людей проникает "остуда немалая". дочь весны и мороза. -- всем чужая. она "не знает любви совсем". ее влекут "людские песни", страстные и печальные напевы любви. томится любопытством и удивляется силе этого чувства, заставляющего людей страдать и плакать. но "младенческая душа". спит, никто не может пробудить в ней "желание любви". еще не зная любви. узнает "мучительную ревность", зависть к чужому счастью. она чувствует себя "обманутой, обиженной, убитой", когда пастух лель с легкостью покидает ее ради горячей сердцем и полной жизни купавы. обращается к матери -- весне с мольбой о "даре любви". подаренный весною волшебный венок пробуждает "дремоту души", открывает. красоту мира, радость жизни. "гордый духом" мизгирь становится "избранником души". ее холодное сердце, познав любовь, превращается в обыкновенное, живое, человеческое сердце, и гибнет со словами: "люблю и таю, таю от сладких чувств любви". ее "чудесная кончина" восстанавливает эпическое равновесие царства берендеев, как искупительная жертва, призванная умилостивить грозного ярилу. образ послужил прообразом героини оперы н. а. римского -- корсакова "снегурочка" (1881). первая исполнительница роли -- г. н. федотова (1873). среди других исполнительниц -- в. ф. комиссаржевская (1900), м. п. лилина (1900).
просидевших всю жизнь в регистратуре генералов можно было и не отправлять на необитаемый остров, достаточно было завести их в поле или в лес, оставив одних, как в сказках, можно было и отменить крепостное право, как в жизни. конечно, сказка -- ложь, преувеличивает писатель, и не было настолько глупых и неприспособленных к жизни генералов, но в любой сказке есть намек. намекает автор и на безвольность и зависимость мужика, и на ''генерало'', которые бы умерли от голода и холода, если бы рядом не оказался мужик. в сказке много условностей, фантастики: гротескно само попадание генералов на необитаемый остров ''по щучьему велению, по моему хотению'', там же кстати обнаружился и мужик. многое преувеличивается, гиперболизируется: полная генералов, незнание того, как сориентироваться относительно частей света и т.д. использует автор сказки и гротеск: неправдоподобия доведены до абсурда, следовательно, это гротеск, а гротеск -- разновидность комического: огромные размеры мужика, съеденный орден, суп, сваренный в ладонях, сплетенная веревочка, не мужику сбежать. сами сказочные элементы, используемые автором, -- уже сатира на общество того времени. необитаемый остров -- реальная жизнь, которой генералы не знают. мужик, исполняющий все желания, -- скатерть-самобранка и ковер -- самолет в одном лице. салтыков--щедрин издевается над генералами, которые родились и состарились в регистратуре, над регистратурой как общественным учреждением, которую '' за ненадобностью'' и над мужиком, который сам себе веревочку сплел, сам и счастлив, что ''его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом не гнушалися! ''. и генералы, и мужик с подьяческой, но какие разные они в питере и на острове: на необитаемом острове мужик необходим, значимость его огромна, а в питере ''висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит'', маленький, незаметный. генералы же на острове бессильны, как дети, а в питере всемогущи (на уровне регистратуры) . салтыков--щедрин от души посмеялся над всеми, над теми, кого он называл ''детьми изрядного возраста'', так как взрослым иногда заново нужно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо, где граница между добром и злом.