Нужные краткие, но информативные ответы на вопросы из билета: 1. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Основные тенденции развития прозы. Многообразие литературных течений.
2. Сведения из биографии Маяковского. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Характер и личность в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и "новообращенных". Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Новая система стихосложения.
1814, 3(15) октября — М. Ю. Лермонтов родился в Москве. Воспитывался в имении Тарханы Пензенской губернии у своей бабки по матери — Е. А. Арсеньевой.
1828 — поступил на 4-й курс Благородного пансиона (при Московском университете) , начинает писать стихи.
1830-1832 — учился на нравственно-политическом отделении Московского университета.
1832 — оставляет университет и поступает в юнкерскую школу в Петербурге.
1837 — пишет стихотворение "Смерть поэта", за которое сослан на Кавказ, где провел около года.
1840 — вторичная ссылка на Кавказ, участие в военных действиях.
1841, 15(27) июля — убит на дуэли Н. С. Мартыновым в Пятигорске.
1842 — тело М. Ю. Лермонтова привезено из Пятигорска и захоронено в Тарханах.
Энтузиазм, с которым Нарышкина приступает к работе, вскоре сменяется растерянностью: голодные и больные ученики посещают занятия нерегулярно; местным жителям, обессилевшим в борьбе с песком, до школы нет никакого дела. Мария Никифоровна сознаёт, что в этом селе главным учебным предметом должно быть «искусство превращать пустыню в живую землю». Теперь её усилия направлены на создание защитных полос, орошаемых огородов, питомника. Школа становится центром сельской жизни: туда приходят и дети, и взрослые.
На третий год село подвергается набегу кочевников и возвращается к прежнему — дореформенному — состоянию; исчезают зелёные насаждения, пропадает вода. Разгневанная Нарышкина пытается вступает в диалог с вождём племени; в ответ на её претензии тот поясняет, что в действиях его людей нет злого умысла. Отметив про себя, что вождь неглуп, Мария Никифоровна отправляется с докладом в отдел народного образования. Заведующий, выслушав учительницу, предлагает ей переехать в Сафуту — село, в котором живут кочевники. Они тоже должны получить знания о культуре песков. Нарышкина колеблется; ей не даёт покоя вопрос, должна ли она отказаться от личной жизни ради преобразования пустынных земель. Тем не менее молодая женщина соглашается. Чиновник, не скрывая удивления, признаёт, что Мария Никифоровна могла бы управлять «не только школой, но и целым народом».