Комната. В комнате дети: МАША, ПЕТЯ, ДАША и ВАСЯ. ПЕТЯ строит на полу башню из кубиков. ДАША сидит на диване и одевает куклу. МАША за столом рисует. А ВАСЯ всем им мешает. То кубик с башни сбросит, то куклины туфельки спрячет, то рисунок помнёт.
ДАША (как взрослая, не отрываясь от куклы). Вася! Сколько можно баловаться? Займись наконец чем-нибудь . Пете или книжку почитай.
ВАСЯ. А что почитать-то?
ПЕТЯ. Вон «Мурзилка» лежит. Я его очень люблю.
ВАСЯ (берёт журнал и читает по складам).
Облепили лампу мошки.
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжёте ножки!..
ДАША! Смотри, а тут ещё «Мурзилку» с днём рождения поздравляют! (Откладывает журнал и кричит.) Значит, у «Мурзилки» тоже день рождения бывает? Вот чудно!
МАША. Это почему же?
ВАСЯ. Да потому, что он не человек, а журнал!
ДАША. Нет, человек, человек! Только очень маленький!
ВАСЯ. Какой же он маленький, если здесь написано (тычет пальцем в журнал), что ему целых восемьдесят лет? О-хо-хо! Вот так маленький! Ничего себе маленький! Моей прабабушке скоро восемьдесят, так она почти всё время лежит в постели и вздыхает, как бабушка Красной Шапочки.
ПЕТЯ (плачет). Жалко Мурзилку! Он, наверное, тоже всё время в постели лежит и вздыхает.
МАША. И плохо видит.
ДАША. И плохо слышит.
Все плачут. В комнату входит воспитательница ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА.
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА. Что это вы тут рыдаете?
ДАША. Мурзилку жалеем. Ведь ему уже восемьдесят лет!
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА (смеётся). Я вас обрадую. Мурзилка – существо особенное, сказочное. Сколько бы ему ни было лет, он всегда остаётся молодым. А всё потому, что у него душа молодая.
ВАСЯ. И у меня душа молодая! Значит, я тоже никогда не состарюсь!
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА не успевает ничего сказать, потому что раздаётся звонок в дверь, и дети наперегонки бросаются открывать. Появляется почтальон.
ПОЧТАЛЬОН. Вам письмо. Заказное. Из журнала«Мурзилка».
МАША (берёт письмо). Вы – почтальон Печкин?
ПОЧТАЛЬОН. Нет. Я – Сидоров! В нашем почтовом отделении все Сидоровы.
Уходит.
ПЕТЯ. Странно! Мы подписывались на журнал «Мурзилка»! А на письма от Мурзилки не подписывались!
МАША. Правда, странно! Давайте поскорее прочтём это письмо. Даша, бери письмо и читай вслух. Ты это делаешь лучше всех.
Передаёт Даше письмо.
ДАША (достаёт из конверта листок, читает).
Приглашение
Дорогие ребята!
Приглашаю вас на празднование юбилея журнала «Мурзилка». Будет очень интересно и весело.
Мурзилка
ВАСЯ. Ура! Я пойду обязательно!
МАША. И я.
ДАША. И я.
ПЕТЯ. И я.
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА. Это, конечно, хорошо, что вы пойдёте. А подарки у вас есть?
ДАША. А мы для Мурзилки что-нибудь сделаем или нарисуем. Правда, Маша?
МАША. Правда.
ПЕТЯ (смеётся). А Вася для него что-нибудь сломает.
ВАСЯ (обиженно). Не буду я ничего ломать, вот увидите! Я что-нибудь сочиню.
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА. Молодцы, ребята! Это вы хорошо придумали. Мурзилка будет рад.
В конце XIX века в русской литературе широкое распространение получили рассказы и небольшие повести, пришедшие на смену романам Тургенева, Достоевского, Толстого. Активно использовал форму короткого произведения и А. П. Чехов. Ограниченность объема повествования требовала от писателя нового подхода к слову. В ткани новеллы не было места многостраничным описаниям, пространным рассуждениям, раскрывающим авторскую позицию. В связи с этим исключительно важным оказывается выбор детали, в том числе детали пейзажа, который не исчез со страниц даже самых маленьких зарисовок зрелого Чехова.
Изображение жизни не могло быть полным без описаний природы, но это не единственная причина использования их автором. Пейзаж создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие, подчеркивает психологическое состояние героев, придает рассказанным историям более глубокий смысл.
Для описания природы Чехов пользуется простыми и привычными приметами, часто Ограничиваясь лишь одной-двумя фразами. Так, например, в рассказе “О любви” пейзаж вводится только в начале новеллы: “Теперь в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя...”, и в самом конце: “...дождь перестал, и выглянуло солнце”. Но, несмотря на скупость изобразительных средств, каждое событие оказывается ассоциативно связайо с конкретными временами года, суток и погодой, потому что природа всегда так или иначе соотносится с настроением чеховских героев. Счастье учителя словесности из одноименного рассказа соединено в нашем восприятии с “дивно хорошим” летом, а внутренние переживания героя рассказа “Ионыч”, доктораСтарцева, ждущего свидания с Котиком, неотделимы от ночного кладбищенского пейзажа.
Комната. В комнате дети: МАША, ПЕТЯ, ДАША и ВАСЯ. ПЕТЯ строит на полу башню из кубиков. ДАША сидит на диване и одевает куклу. МАША за столом рисует. А ВАСЯ всем им мешает. То кубик с башни сбросит, то куклины туфельки спрячет, то рисунок помнёт.
ДАША (как взрослая, не отрываясь от куклы). Вася! Сколько можно баловаться? Займись наконец чем-нибудь . Пете или книжку почитай.
ВАСЯ. А что почитать-то?
ПЕТЯ. Вон «Мурзилка» лежит. Я его очень люблю.
ВАСЯ (берёт журнал и читает по складам).
Облепили лампу мошки.
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжёте ножки!..
ДАША! Смотри, а тут ещё «Мурзилку» с днём рождения поздравляют! (Откладывает журнал и кричит.) Значит, у «Мурзилки» тоже день рождения бывает? Вот чудно!
МАША. Это почему же?
ВАСЯ. Да потому, что он не человек, а журнал!
ДАША. Нет, человек, человек! Только очень маленький!
ВАСЯ. Какой же он маленький, если здесь написано (тычет пальцем в журнал), что ему целых восемьдесят лет? О-хо-хо! Вот так маленький! Ничего себе маленький! Моей прабабушке скоро восемьдесят, так она почти всё время лежит в постели и вздыхает, как бабушка Красной Шапочки.
ПЕТЯ (плачет). Жалко Мурзилку! Он, наверное, тоже всё время в постели лежит и вздыхает.
МАША. И плохо видит.
ДАША. И плохо слышит.
Все плачут. В комнату входит воспитательница ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА.
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА. Что это вы тут рыдаете?
ДАША. Мурзилку жалеем. Ведь ему уже восемьдесят лет!
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА (смеётся). Я вас обрадую. Мурзилка – существо особенное, сказочное. Сколько бы ему ни было лет, он всегда остаётся молодым. А всё потому, что у него душа молодая.
ВАСЯ. И у меня душа молодая! Значит, я тоже никогда не состарюсь!
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА не успевает ничего сказать, потому что раздаётся звонок в дверь, и дети наперегонки бросаются открывать. Появляется почтальон.
ПОЧТАЛЬОН. Вам письмо. Заказное. Из журнала«Мурзилка».
МАША (берёт письмо). Вы – почтальон Печкин?
ПОЧТАЛЬОН. Нет. Я – Сидоров! В нашем почтовом отделении все Сидоровы.
Уходит.
ПЕТЯ. Странно! Мы подписывались на журнал «Мурзилка»! А на письма от Мурзилки не подписывались!
МАША. Правда, странно! Давайте поскорее прочтём это письмо. Даша, бери письмо и читай вслух. Ты это делаешь лучше всех.
Передаёт Даше письмо.
ДАША (достаёт из конверта листок, читает).
Приглашение
Дорогие ребята!
Приглашаю вас на празднование юбилея журнала «Мурзилка». Будет очень интересно и весело.
Мурзилка
ВАСЯ. Ура! Я пойду обязательно!
МАША. И я.
ДАША. И я.
ПЕТЯ. И я.
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА. Это, конечно, хорошо, что вы пойдёте. А подарки у вас есть?
ДАША. А мы для Мурзилки что-нибудь сделаем или нарисуем. Правда, Маша?
МАША. Правда.
ПЕТЯ (смеётся). А Вася для него что-нибудь сломает.
ВАСЯ (обиженно). Не буду я ничего ломать, вот увидите! Я что-нибудь сочиню.
ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА. Молодцы, ребята! Это вы хорошо придумали. Мурзилка будет рад.
В конце XIX века в русской литературе широкое распространение получили рассказы и небольшие повести, пришедшие на смену романам Тургенева, Достоевского, Толстого. Активно использовал форму короткого произведения и А. П. Чехов. Ограниченность объема повествования требовала от писателя нового подхода к слову. В ткани новеллы не было места многостраничным описаниям, пространным рассуждениям, раскрывающим авторскую позицию. В связи с этим исключительно важным оказывается выбор детали, в том числе детали пейзажа, который не исчез со страниц даже самых маленьких зарисовок зрелого Чехова.
Изображение жизни не могло быть полным без описаний природы, но это не единственная причина использования их автором. Пейзаж создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие, подчеркивает психологическое состояние героев, придает рассказанным историям более глубокий смысл.
Для описания природы Чехов пользуется простыми и привычными приметами, часто Ограничиваясь лишь одной-двумя фразами. Так, например, в рассказе “О любви” пейзаж вводится только в начале новеллы: “Теперь в окна было видно серое небо и деревья, мокрые от дождя...”, и в самом конце: “...дождь перестал, и выглянуло солнце”. Но, несмотря на скупость изобразительных средств, каждое событие оказывается ассоциативно связайо с конкретными временами года, суток и погодой, потому что природа всегда так или иначе соотносится с настроением чеховских героев. Счастье учителя словесности из одноименного рассказа соединено в нашем восприятии с “дивно хорошим” летом, а внутренние переживания героя рассказа “Ионыч”, доктораСтарцева, ждущего свидания с Котиком, неотделимы от ночного кладбищенского пейзажа.
Объяснение: