О лист для «чтения с остановками» по рассказу Ю.Яковлева «А Воробьев стекло не выбивал» в 5 классе
№ п/п Во ответ
1 Почему автор называет произошедшее в рассказе «необычной историей»?
2 Что такое «чистосердечное признание»?
3 Составьте портретную характеристику Воробьева. Какие черты в портрете героя вы подчеркнете и почему?
4 Составьте портретную характеристику Семина. Какие черты в портрете героя вы подчеркнете и почему?
5 Предположите, какие чувства испытывал директор после слов Семина «А Воробьев стекло не выбивал». ответ аргументируйте.
6 Замените устаревшее слово резон в реплике директора («Какой резон ему врать») на нейтральное слово.
7 Как вы понимаете слова «Римский цензор требовал мести — мой друг хотел справедливости, поэтому был выше цензора на целую голову».
8 Подберите синонимы к слову «справедливость».
9 Как вы понимаете русскую пословицу «Справедливость темноту осветит»?
10 Каков смысл сравнения Семина с Марком Порцием Катоном Старшим?
11 Как вы думаете, какую роль в жизни одноклассников сыграла так часто повторяющаяся фраза Семина?
12 Почему такие люди, как Семин, нужны нашему обществу? Какова их роль?
13 Как вы думаете, что такое правда?
14 Объясните значение фразеологизма «выеденного яйца не стоит»?
15 Какие чувства, на ваш взгляд, испытывает автор к Семину? Как вы это поняли?
16 Как вы думаете, что автор хотел сказать читателю своим рассказом?
17 Как вы понимаете слова «правда не бывает маленькой. Правда всегда большая»?
18 Выпишите из рассказа слова, объясняющие, почему автор дал своему произведению именно такое название.
19 Что нового вы узнали из рассказа? Чему он вас научил?
Он замер, не сразу пришел в себя, вспомнил страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу и погибают иногда. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова бежал! Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил.
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит! » - вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Хорошо, что он спички захватил из дома.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха, искрошил мелко сучки, сложил все в кучу и поджег.
Достал из мешка глухаря, ощипал его, потом сгреб костер в одну сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыл ее мхом, присыпал горячей землей, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров. Через час раскопал глухаря. От птицы шел пар и аппетитный запах. Охотничье блюдо было готово.
Он сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался, и принялся готовить место для ночлега: перенес в сторону костер, убрал все угольки, набросал ветвей с хвоей, мху и лег, накрывшись телогрейкой.
Источник: .Астафьев «Васюткино озеро»