Обозначьте проблематику и авторскую позицию, выразите своё отношение.
через два дня чингисхан прекратил штурм и установил камнеметные машины. но большие камни не пробивали толстые стены. и что бы ни предпринимали монголы, все отразили горожане. на самых опасных участках обороны видели могучую фигуру каир-хана, который отбрасывать врага. его присутствие воодушевляло людей уже целых три месяца. нетерпеливо топчется около города враг. темнее тучи лицом завоеватель. и не знает он, что же предпринять? да, силен и отважен и умеет защищать свою землю этот степной народ по имени — казах. широкой волной катилось через степи мое войско —размышлял он — нигде никто так не сопротивлялся. и вдруг здесь, как волна в океане, завертелась, закружилась вокруг отрара конница, словно нарвавшись на каменный утес.
и собирает чингисхан своих воинов на совет. когда в назначенное время явились все в шатер, около отца сели его сыновья — джучи, чагатай и угедей, толе.
воцарилось жуткое молчание. взгляд чингисхана остановился на старшем сыне… темучин и борте после женитьбы справляли медовый месяц. в это время маркиты совершали набег на аул темучина и увезли борте. сам темучин уходил от погони и молил бога, чтобы его не догнали. он вскоре он объединил свои силы с чимухи, вожаком другого рода, и наголову разбил маркитов. не жалели никого, настигали убегавших и рубили. сам он, догоняя маркитов, работал шашкой и звал свою жену: «борте, борте! ». но никто не откликался.
и когда он оказался возле повозки, покрытой белым войлоком, и прокричал: «борте, борте! », из повозки упала на землю, неудачно спрыгнув, молодая женщина и кинулась навстречу мужу. он соскочил с коня и прижал её к себе. он сразу ощутил, что она в положении. его радость перешла в уныние — от него или от врага в неволе зачала она? эти раздумья навсегда отравят любовь темучина к первенцу — сыну джучи.
Эпизод «Военный совет у Пугачева» Он раскрывает особенности взаимоотношений между лжецарем и его сподвижниками. Но, кроме этого, эпизод понять характер Гринева.
Эпизод начинается приходом Гринева в комендантский дом, где происходит военный совет Пугачева и его ближайшего окружения.
Далее «император» и Гринев остаются наедине. Пугачев напрямую спрашивает Гринева, признает ли тот его государем-императором. Гринев не может признать Пугачева, потому что давал присягу императрице. Но он не может прямо сказать об этом лжеимператору, потому что это грозит ему смертью. Но, в итоге, говорит, что не может признать его царем: «Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку».
Пугачев признает в Гриневе достойного противника. Он проникся уважением к этому человеку. Его поразила искренность Гринева
Пугачев просто отпускает его, не потребовав ничего взамен.
Данный эпизод раскрывает характер Гринева, его честность, благородство, верность долгу и своему слову.
Сочинение по произведению на тему: Н. В. Гоголь "Мертвые души"
Поэма “Мертвые души” была написана в 1841 году. Русь крепостников и чиновников описана Гоголем со всей беспощадностью великого реалиста. Помещичье дворянство являлось основной политической силой России. Помещики владели не только землей, но и людьми, подобно тому, как человек может владеть какой-нибудь вещью.
Основу сюжета поэмы составляет афера Чичикова, который, путешествуя по русской провинции, скупает “мертвые души”. Мертвыми душами называли крестьян, которые числились живыми по спискам до очередной ревизии, а поэтому за них нужно было платить налог. Чичиков хотел купить землю в Херсонской губернии и стать по бумагам владельцем крепостных. Под залог этого имущества он хотел получить ссуду, а потом пустить деньги в оборот, получив большой доход.
Автор, следуя за своим героем, показал самые различные типы крепостников-помещиков.
Создать живописные образы помещиков Гоголю искусное владение деталью в
описании и быта, и характеров героев.
Один из таких помещиков — Манилов. Интерьер его дома, как и все имение, свидетельствует о характере хозяина. Речь Манилова соответствует его натуре — сладкая,
бессодержательная. Он постоянно о чем-то думает, живет как-будто вне жизни. Мысли его пусты, мечтания — бессмысленны. Манилов не занимается своим хозяйством, а носится с какими-то идеями. Гоголь подчеркивает, что Манилов, находясь раньше в полку, считался одним из самых образованных офицеров. Одной этой фразой Гоголь раскрывает нам уровень офицеров николаевской армии. Манилов — непрактичный человек. Он не задумывается над странной Чичикова и дарит ему мертвые души.
В отличие от Манилова, Коробочка жадна. Знакомство с ней начинается с описания ее имения: “...узенький дворик весь был наполнен птицею и всякой домашней утварью”. В комнате у Коробочки было множество картин с изображением животных. Хозяйственность Коробочки граничит с суетливой бестолковостью. Гоголь описывает Коробочку как ограниченную помещицу, недаром Чичиков называет ее “дубинноголовой”. Единственное, что ее волнует, так это деньги и чтобы как-нибудь
не продешевить.
Все помещики, показанные в поэме, хотя и различны по своим внешним качествам, но все
они похожи друг на друга своей бездуховностью, внутренней ограниченностью. Даже живой и общительный Ноздрев, который при первой встрече производит впечатление человека добродушного и веселого, поражает своей духовной нищетой. Ноздрев — человек капризный, взбалмошный и даже злой, если что-нибудь оказывается ему не по вкусу. Автор называет Ноздрева человеком поступков. Но все поступки Ноздрева без разумной цели.
Как всегда, интерьер соответствует характеру помещика: “В кабинете, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книги или бумаги, висели только сабли, да два ружья”. Речь Ноздрева соответствует основным чертам его
характера, она стремительна, неуправляема.
Собакевич, такой же крепкий, как и его хозяйство. Он считает, что крестьяне должны как можно больше трудиться на помещика, и добротные избы крестьян — это как залог их
работо Материальный интерес — единственный интерес в его жизни. И даже за мертвые души Собакевич старается поднять цену как можно выше.
Крайней степенью деградации является Плюшкин — “прореха на человечестве”. Это — единственный помещик, чья история жизни прослеживается полностью. Этот образ не только комичен и сатиричен, но и трагичен. Имение Плюшкина напоминало “вымершее место”, и единственное, что могло привлечь, это сад, находившийся позади дома. Даже внешне Плюшкин был похож на нищего, хотя был богатым помещиком. Но все это богатство копилось без цели, не находя никакого употребления, поэтому Плюшкин становится скупым и жадным.
Поэма раскрывает сущность имущих людей. Почти всех героев поэмы объединяет одно —
пассивность, паразитизм. И в руках таких людей находится судьба .Источник Елена...