«Голубой период» - самая пронзительная страница творчества Пабло Пикассо, не только из-за событий ему предшествующих (самоубийство друга юности из-за неразделённого чувства), но и ввиду особенности техники мастера, а также выбранного доминирующего колорита. Холодный, даже ледяной синий во всех своих вариациях становится главенствующим цветом. «Старый гитарист» является одной из показательных работ, и по технике, и по сюжету, и по силе трагедии.
Мы видим седого оборванца, находящего утешение в старенькой гитаре. Одежда его напоминает лохмотья, а тело настолько истощало, что вытянутые худые пальцы рук некоторыми критиками воспринимаются как дань уважения Эль Греко (известно, что Пикассо восхищался картинами знаменитого испанца).
Угловатую фигуру живописец нарочно поместил в замкнутое тесное пространство, ещё и вывернув её в неудобную позу. Всё это подчёркивает человеческие страдания и чувство безысходности, а также нестерпимое одиночество.
Оторвав взгляд от странных рук, первое, что обращает на себя внимание глаза старца. Они слепы. Эта трагическая краска также была не единожды применена Пикассо. В картинах «Завтрак слепого», «Мальчик и нищий», «Селестина» герои смотрят на зрителя невидящими или почти невидящими глазами. Всё это оказывает невероятно сильное воздействие и находит эмоциональный отклик.
Картину не раз сравнивали со своеобразным автопортретом, причём она не является отображением внешности автора, а скорее его тяжёлого внутреннего состояния в связи с утратой близкого человека.
Не так давно учёные Чикаго просветили картину на рентгене, и увидели, что первым на холсте появился совсем другой сюжет – женщина, кормящая грудью. Впоследствии автор создал на её месте слепого старика в голубых тонах, однако, контуры лица предыдущей героини до сих можно различить за левым ухом гитариста.
Мы видим седого оборванца, находящего утешение в старенькой гитаре. Одежда его напоминает лохмотья, а тело настолько истощало, что вытянутые худые пальцы рук некоторыми критиками воспринимаются как дань уважения Эль Греко (известно, что Пикассо восхищался картинами знаменитого испанца).
Угловатую фигуру живописец нарочно поместил в замкнутое тесное пространство, ещё и вывернув её в неудобную позу. Всё это подчёркивает человеческие страдания и чувство безысходности, а также нестерпимое одиночество.
Оторвав взгляд от странных рук, первое, что обращает на себя внимание глаза старца. Они слепы. Эта трагическая краска также была не единожды применена Пикассо. В картинах «Завтрак слепого», «Мальчик и нищий», «Селестина» герои смотрят на зрителя невидящими или почти невидящими глазами. Всё это оказывает невероятно сильное воздействие и находит эмоциональный отклик.
Картину не раз сравнивали со своеобразным автопортретом, причём она не является отображением внешности автора, а скорее его тяжёлого внутреннего состояния в связи с утратой близкого человека.
Не так давно учёные Чикаго просветили картину на рентгене, и увидели, что первым на холсте появился совсем другой сюжет – женщина, кормящая грудью. Впоследствии автор создал на её месте слепого старика в голубых тонах, однако, контуры лица предыдущей героини до сих можно различить за левым ухом гитариста.