в главе «сын за отца не отвечает» . в этой главе выражена не только личная боль поэта — сына «врага народа» . в этой главе поэт парадоксально поворачивает разными гранями знаменитую сталинскую формулировку «сын за отца не отвечает» . она всегда интерпретировалась как некий спасательный круг, который сердобольный и справедливый вождь бросал несчастным изгоям, запятнанным родством с «врагами народа» . но поэт гордо отвергает такую подачку, он не собирается получать право на благополучие ценой предательства отца, ему представляется более резонным совершенно противоположный выбор:
а вдруг тот сын (а не сынок! ) .
права такие получая,
и за отца ответить мог?
и в самом деле, он берется отвечать за своего отца, отвечать —в смысле защищать, заступаться. и сын отвечает тем, что отстаивает человеческое достоинство отца. и делает это художнически — он создает пластически зримый образ великого труженика-крестьянина. вот, например, описание рук отца:
те руки, что своею волей
ни разогнуть, ни сжать в кулак:
отдельных не было мозолей
сплошная — подлинно кулак!
мысль об ответственности за отца органично ведет за собой мысль об ответственности за все, что происходит в стране, об общей вине. теперь уже поэт не ищет никаких оправданий себе и всем, кто если и не участвовал в злодеяниях сталинского режима, то молчаливо присутствовал при них. расплатой становятся неизбывные нравственные муки:
и длится суд десятилетий,
и не видать еще конца.
этим тайным судом совести, считает а. твардовский, судит себя каждый порядочный человек, переживший те времена. третья глава «о памяти» является итогом раздумий поэта о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на долю. главная мысль в ней — мысль об памяти. отказ от памяти, запрет на память — это отказ от ответственности, от покаяния и искупления вины. поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях прошлого.
забыть, забыть велят безмолвно,
хотят в забвенье утопить живую быль.
и чтобы волны
над ней сомкнулись.
быль — забыть!
тема покаяния — основная в поэме «по праву памяти» . каждый человек несет ответственность перед своим прошлым и прошлым своего народа. в поэме звучит мысль о врожденной связи со своей , о невозможности лукавить и притворяться «перед лицом ушедших былей».
ответ:
в главе «сын за отца не отвечает» . в этой главе выражена не только личная боль поэта — сына «врага народа» . в этой главе поэт парадоксально поворачивает разными гранями знаменитую сталинскую формулировку «сын за отца не отвечает» . она всегда интерпретировалась как некий спасательный круг, который сердобольный и справедливый вождь бросал несчастным изгоям, запятнанным родством с «врагами народа» . но поэт гордо отвергает такую подачку, он не собирается получать право на благополучие ценой предательства отца, ему представляется более резонным совершенно противоположный выбор:
а вдруг тот сын (а не сынок! ) .
права такие получая,
и за отца ответить мог?
и в самом деле, он берется отвечать за своего отца, отвечать —в смысле защищать, заступаться. и сын отвечает тем, что отстаивает человеческое достоинство отца. и делает это художнически — он создает пластически зримый образ великого труженика-крестьянина. вот, например, описание рук отца:
те руки, что своею волей
ни разогнуть, ни сжать в кулак:
отдельных не было мозолей
сплошная — подлинно кулак!
мысль об ответственности за отца органично ведет за собой мысль об ответственности за все, что происходит в стране, об общей вине. теперь уже поэт не ищет никаких оправданий себе и всем, кто если и не участвовал в злодеяниях сталинского режима, то молчаливо присутствовал при них. расплатой становятся неизбывные нравственные муки:
и длится суд десятилетий,
и не видать еще конца.
этим тайным судом совести, считает а. твардовский, судит себя каждый порядочный человек, переживший те времена. третья глава «о памяти» является итогом раздумий поэта о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на долю. главная мысль в ней — мысль об памяти. отказ от памяти, запрет на память — это отказ от ответственности, от покаяния и искупления вины. поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях прошлого.
забыть, забыть велят безмолвно,
хотят в забвенье утопить живую быль.
и чтобы волны
над ней сомкнулись.
быль — забыть!
тема покаяния — основная в поэме «по праву памяти» . каждый человек несет ответственность перед своим прошлым и прошлым своего народа. в поэме звучит мысль о врожденной связи со своей , о невозможности лукавить и притворяться «перед лицом ушедших былей».
объяснение: