К чему пришел профессор в результате своего эксперимента?
Профессор Филипп Филиппович Преображенский, известный своими новаторскими работами по омоложению людей, получил неожиданные результаты, экспериментируя с пересадкой желез человека собаке. Пересадив собаке Шарику гипофиз и семенники маргинала Клима Чугункина, погибшего в пьяной драке, профессор выяснил, что собака с пересаженным человеческим гипофизом превратилась в человека - и, к сожалению, в дрянного человека, копию донора.
Профессор приходит к выводу о ненужности и вредности подобных экспериментов: "Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова и ешь его с кашей..." "...Можно, конечно, привить гипофиз Спинозы или еще какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высоко стоящего. Но на какого дьявола, спрашивается. Объясните мне зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год, упорно выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. "
Совпадает ли позиция профессора с мнением автора?
Да, совпадает. Сам Булгаков не принял революцию, и многие литературоведы считают, что именно в "Собачьем сердце" Булгаков в иносказательной форме высказал свое мнение о том, к чему приводят быстрые и радикальные перемены.
В чем причина живучести "шариковщины" как общественного и нравственного явления в наше время?
На мой взгляд, "шариковщина" в любое время неистребима, потому что стать мразью и маргиналом намного легче, чем образованным и культурным человеком. К тому же, быть "шариковым" - то есть жить, руководствуясь только своими желаниями и инстинктами - может показаться более выгодным. Чтобы всегда оставаться порядочным человеком, нужно в первую очередь быть человеком, а не прямоходящим животным без шерсти.
В бессмертной повести “Собачье сердце” Булгаков вывел новый тип людей, заполонивший страну в 30-ые годы двадцатого века - Шариковы - агрессивные, подлые, необразованные хамы. Профессор Преображенский, подобно революционерам, вмешивается в естественный ход истории, пытаясь преобразить человечество, но получает Шарикова, который наглел с каждым днем и сделал жизнь всем вокруг невозможной. Профессор понимает, что с собачьим сердцем человек станет только ошибкой. По биографии и записям Булгакова, мы можем заключить, что автор не только симпатизирует просвещенному профессору, но и делает его своего рода трибуной, с чьих уст демонстрирует свою точку зрения. По сути “шариковщина” во все века так или иначе была и есть, однако с приходом тоталитарного социализма, шариковы - необразованные и наглые люди, возводящие свое низкое происхождение себе в достоинство и поддерживаемые за взгляды государством, получили свободу действия, обрели уверенность в своей правоте и стали чинить свою расправу над теми, кто высок душой, умом и происхождением. В наше время, как и во все времена, причиной “шариковщины” является низкое духовное развитие, невежество и гордыня ума, отсутствие моральных опор как вера, традиции, образование, просвещенность.
Профессор Филипп Филиппович Преображенский, известный своими новаторскими работами по омоложению людей, получил неожиданные результаты, экспериментируя с пересадкой желез человека собаке. Пересадив собаке Шарику гипофиз и семенники маргинала Клима Чугункина, погибшего в пьяной драке, профессор выяснил, что собака с пересаженным человеческим гипофизом превратилась в человека - и, к сожалению, в дрянного человека, копию донора.
Профессор приходит к выводу о ненужности и вредности подобных экспериментов: "Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова и ешь его с кашей..." "...Можно, конечно, привить гипофиз Спинозы или еще какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высоко стоящего. Но на какого дьявола, спрашивается. Объясните мне зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год, упорно выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. "
Совпадает ли позиция профессора с мнением автора?
Да, совпадает. Сам Булгаков не принял революцию, и многие литературоведы считают, что именно в "Собачьем сердце" Булгаков в иносказательной форме высказал свое мнение о том, к чему приводят быстрые и радикальные перемены.
В чем причина живучести "шариковщины" как общественного и нравственного явления в наше время?
На мой взгляд, "шариковщина" в любое время неистребима, потому что стать мразью и маргиналом намного легче, чем образованным и культурным человеком. К тому же, быть "шариковым" - то есть жить, руководствуясь только своими желаниями и инстинктами - может показаться более выгодным. Чтобы всегда оставаться порядочным человеком, нужно в первую очередь быть человеком, а не прямоходящим животным без шерсти.