доктор Живаго – любящий муж и отец, талантливый врач-диагност, поэт. Ему свойственно обострённое восприятие происходящих событий, Юрий Андреевич "всё преувеличивал от волнения": лежащая "на хирургической койке с подъёмною доскою" Тоня казалась доктору "высившейся среди бухты только что причаленной и разгруженной баркой, совершающей переходы через море смерти к материку жизни". Воспитанный в традициях христианской морали, любви и сострадания к ближнему, Юрий Андреевич с трудом привыкал к кровавой "ложке взаимоистребления". Живаго, изведавший ужасы войны, познавший ценности человеческой жизни, почувствовал необходимость в правде и духовной свободе, ненужность высоких "фраз и пафоса", Наивысшую ценность для Юрия Живаго представляет семья. Он искренне любит и уважает Тоню, Александра Александровича, обожает сына Сашеньку; но Б. Пастернак одаривает своего героя страстной любовью к Ларе. Именно в любви к женщине находит доктор своё искреннее призвание:
А я пред чудом женских рук, Спины, и плеч, и шеи И так с привязанностью слуг Весь век благоговею.
Юрий Андреевич боготворит Женщину ("Быть женщиной – великий шаг"), ибо она дарует жизнь новому человеку, рождённому из хаоса, небытия, почти смерти: "Отец, сын – он не видел гордости в этом даром доставшемся отцовстве… Главное была Тоня… подвергшаяся смертельной опасности и счастливо её избежавшая".
Ж изнь Живаго на одном дыхании, на грани бытия (недолгого семейного счастья с Тоней, страстной любви к Ларе) и небытия (в кровавом месиве Первой мировой войны, в "лесном ведомстве"), потому и умирает пастернаковский герой от разрыва сердца, не выдержавшего сумасшедшего ритма жизни. Плач Лары по Юрию Андреевичу – кульминация романа, женщина обращается к любимому как к живому: "Вот и снова мы вместе, Юрочка… Подумай!. . Помнишь… Ты понятия не имеешь… " Лара вспоминает счастливые минуты, проведённые вместе: "…их не покидало… чувство принадлежности… ко всей вселенной… Они дышали только этой совместностью В енец романа – цикл стихотворений Ю. Живаго, посвящённый жизнеописанию самого героя (стихотворения «Гамлет» , «Объяснение» , «Осень» , «Разлука» , «Свидание» ) и Христа («Рождественская звезда» , «Магдалина» , «Гефсиманский сад») . Это своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное завещание, в котором он прощается с миром:
Прощай, размах крыла расправленный, Полёта вольное упорство И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство.
Б. Пастернак, наделив своего героя поэтическим даром, сделал его богоравным, поэтому становится явственной соотнесённость судьбы Живаго с судьбой Христа, а евангелие от Юрия Живаго становится евангелием от Б. Пастернака.
В романе «Доктор Живаго» Б. Пастернак показал разрушение личности, нравственных ценностей не столько властью, сколько самим человеком: "...быстро всё поменяли.. . без сожаления расстались с самостоятельной мыслью, которой ни у кого, видно, не было". Образ Юрия Живаго – символ всепобеждающей духовности, вечных идеалов человечества
А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.
Юрий Андреевич боготворит Женщину ("Быть женщиной – великий шаг"), ибо она дарует жизнь новому человеку, рождённому из хаоса, небытия, почти смерти: "Отец, сын – он не видел гордости в этом даром доставшемся отцовстве… Главное была Тоня… подвергшаяся смертельной опасности и счастливо её избежавшая".
Ж изнь Живаго на одном дыхании, на грани бытия (недолгого семейного счастья с Тоней, страстной любви к Ларе) и небытия (в кровавом месиве Первой мировой войны, в "лесном ведомстве"), потому и умирает пастернаковский герой от разрыва сердца, не выдержавшего сумасшедшего ритма жизни. Плач Лары по Юрию Андреевичу – кульминация романа, женщина обращается к любимому как к живому: "Вот и снова мы вместе, Юрочка… Подумай!. . Помнишь… Ты понятия не имеешь… " Лара вспоминает счастливые минуты, проведённые вместе: "…их не покидало… чувство принадлежности… ко всей вселенной… Они дышали только этой совместностью
В енец романа – цикл стихотворений Ю. Живаго, посвящённый жизнеописанию самого героя (стихотворения «Гамлет» , «Объяснение» , «Осень» , «Разлука» , «Свидание» ) и Христа («Рождественская звезда» , «Магдалина» , «Гефсиманский сад») . Это своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное завещание, в котором он прощается с миром:
Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
Б. Пастернак, наделив своего героя поэтическим даром, сделал его богоравным, поэтому становится явственной соотнесённость судьбы Живаго с судьбой Христа, а евангелие от Юрия Живаго становится евангелием от Б. Пастернака.
В романе «Доктор Живаго» Б. Пастернак показал разрушение личности, нравственных ценностей не столько властью, сколько самим человеком: "...быстро всё поменяли.. . без сожаления расстались с самостоятельной мыслью, которой ни у кого, видно, не было". Образ Юрия Живаго – символ всепобеждающей духовности, вечных идеалов человечества