Трагический 1825 год, последующие тяжелые годы не смогли подавить в Пушкине страстной жажды свободы, надежды на ее достижение. В 1827 году он пишет послание «В Сибирь» и передает его с женой декабриста Н. Муравьева, которая отправилась к мужу, чтобы разделить его судьбу. Среди декабристов было много друзей А.С. Пушкина. Весть о разгроме и арестах он воспринял как личную трагедию. Послание написано в высоком стиле, в нем много абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода, Любовь, Дружество. Автор рисует мрачное пространство, в котором оказались герои: «мрачное подземелье», «каторжные норы», «оковы тяжкие», «темницы». Эти образы создают трагическую атмосферу несчастья, постигшего друзей поэта. Однако лирический герой уверен, что у несчастья всегда есть верная сестра – надежда. И он надеется, он верит в человека, в борца, который в самых тяжелых условиях сохранить в себе «гордое терпенье», верность своим идеалам, «дум высокое стремленье». Герой уверен, что «любовь и дружество», «свободный глас» единомышленника поддержать ссыльных им переносить все тяжести каторги. Он также уверен, что рано или поздно справедливость восторжествует, и это заставляет его радоваться: оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и Свобода вас встретит радостно у входа, и братья меч вам отдадут. Финал стихотворения звучит оптимистично, он полон надежды и веры. Известно, что декабристы получили послание поэта, и оно действительно очень поддержало их, было одним из немногих радостных событий их каторжной жизни.
Он очень любил свободу и стремился к ней. Его совсем маленьким привезли в монастырь:
Он был, казалось, лет шести, Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник.
Мцыри, привыкший к свободе, постепенно привыкает к своему плену. Он «.. .уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», но тут происходит событие, изменившее жизнь юноши. Он не может жить спокойно — грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски «по стороне своей родной». Мцыри решается бежать из монастыря. Темный лес закрывает ему путь в родные места. Побег - шаг в неизведанный мир. Что же ждет там Мцыри?
Это «чудный мир тревог и битв», о котором герой мечтал с детства, в который вырвался «от келий душных и молитв». Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы». Утром он увидел то, к чему стремился: «.. .Пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев...» Мцыри рад. Для него деревья — это «братья в пляске круговой».
Кругом меня цвел божий, сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев...
Мцыри тонко видит, понимает и любит природу. Он отдыхает после мрака монастыря и наслаждается природой. Юноша отправился в путь: «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе», но вдруг «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Мцыри был в ужасном отчаянии — лес, красотой деревьев и пением птиц которого он наслаждался, становился «страшней и гуще каждый час». Мцыри оказался во враждебной ему стихии: «Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота...»
Меня удивляет героический характер Мцыри. Во время схватки с барсом в минуту опасности юноша почувствовал в себе навыки бойца, которые были у его предков на протяжении столетий. Мцыри победил и несмотря на раны продолжал путь. Но утром он понял, что заблудился и пришел опять к своей «тюрьме». Мир природы не человека, испорченного миром человеческого общества. Дни, проведенные вне монастыря, он прожил настоящей, свободной жизнью, — той, к которой он стремился. Мцыри — «цветок темничный», на нем «тюрьма оставила печать», и поэтому он не выдержал испытаний. Природа, в которую стремился герой, — не только прекрасный мир, но и грозная сила, с которой очень непросто. Мцыри погибает. Перед смертью он просит перенести его в сад, потому что в последние минуты жизни для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат. Мцыри стремился познать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как и сама природа.
Среди декабристов было много друзей А.С. Пушкина. Весть о разгроме и арестах он воспринял как личную трагедию.
Послание написано в высоком стиле, в нем много абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода, Любовь, Дружество.
Автор рисует мрачное пространство, в котором оказались герои: «мрачное подземелье», «каторжные норы», «оковы тяжкие», «темницы». Эти образы создают трагическую атмосферу несчастья, постигшего друзей поэта.
Однако лирический герой уверен, что у несчастья всегда есть верная сестра – надежда. И он надеется, он верит в человека, в борца, который в самых тяжелых условиях сохранить в себе «гордое терпенье», верность своим идеалам, «дум высокое стремленье». Герой уверен, что «любовь и дружество», «свободный глас» единомышленника поддержать ссыльных им переносить все тяжести каторги. Он также уверен, что рано или поздно справедливость восторжествует, и это заставляет его радоваться:
оковы тяжкие падут, темницы рухнут –
и Свобода вас встретит радостно у входа,
и братья меч вам отдадут.
Финал стихотворения звучит оптимистично, он полон надежды и веры.
Известно, что декабристы получили послание поэта, и оно действительно очень поддержало их, было одним из немногих радостных событий их каторжной жизни.
Он был, казалось, лет шести, Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник.
Мцыри, привыкший к свободе, постепенно привыкает к своему плену. Он «.. .уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», но тут происходит событие, изменившее жизнь юноши. Он не может жить спокойно — грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски «по стороне своей родной». Мцыри решается бежать из монастыря. Темный лес закрывает ему путь в родные места. Побег - шаг в неизведанный мир. Что же ждет там Мцыри?
Это «чудный мир тревог и битв», о котором герой мечтал с детства, в который вырвался «от келий душных и молитв». Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы». Утром он увидел то, к чему стремился: «.. .Пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев...» Мцыри рад. Для него деревья — это «братья в пляске круговой».
Кругом меня цвел божий, сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев...
Мцыри тонко видит, понимает и любит природу. Он отдыхает после мрака монастыря и наслаждается природой. Юноша отправился в путь: «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе», но вдруг «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Мцыри был в ужасном отчаянии — лес, красотой деревьев и пением птиц которого он наслаждался, становился «страшней и гуще каждый час». Мцыри оказался во враждебной ему стихии: «Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота...»
Меня удивляет героический характер Мцыри. Во время схватки с барсом в минуту опасности юноша почувствовал в себе навыки бойца, которые были у его предков на протяжении столетий. Мцыри победил и несмотря на раны продолжал путь. Но утром он понял, что заблудился и пришел опять к своей «тюрьме». Мир природы не человека, испорченного миром человеческого общества. Дни, проведенные вне монастыря, он прожил настоящей, свободной жизнью, — той, к которой он стремился. Мцыри — «цветок темничный», на нем «тюрьма оставила печать», и поэтому он не выдержал испытаний. Природа, в которую стремился герой, — не только прекрасный мир, но и грозная сила, с которой очень непросто. Мцыри погибает. Перед смертью он просит перенести его в сад, потому что в последние минуты жизни для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат. Мцыри стремился познать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как и сама природа.