Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу. Мне кажется, что для сатиры сказка является практически идеальным жанром, поскольку даже эзопов язык совершенно не затрудняет прочтения и понимания «кто есть кто». Кроме того, иносказание преувеличивать тот или иной порок, что ведет к ситуации гротеска. В свою очередь гротеск взглянуть на проблему под другим углом и в увеличенном свете. Это осознать всю нелепость ситуации.
Сказка имеет несколько определенных черт. Среди них можно отметить особенность сюжетных линий и сказочных образов. В любой народной сказке присутствует противостояние Добра и Зла. У Салтыкова‑Щедрина ярко выражена оппозиция «высшие слои общества» – крестьяне или интеллигенция, «угнетатели – угнетенные», но при этом авторская симпатия не всегда на стороне бедных. Автор вообще редко отдает предпочтение какому‑либо герою своих сказок. Исключением можно считать сказку «Христова ночь». Здесь подвергаются рассмотрению христианские истины и моральные ценности – нет пощады только предателям.
С другой стороны, не везде прослеживается и презрение к персонажам – волки злые и жадные только потому, что «конституция у них такая». Такова изначальная природа вещей, которую нельзя изменить. Автор выступает непредвзятым судьей, всего лишь рассказчиком, который не предлагает конкретного решения, а показывает реальные персонажи в сказочных декорациях.
Еще одним отличием сказки народной от сказки Салтыкова‑Щедрина можно считать правило хорошего конца. В произведениях Салтыкова‑Щедрина конец далеко не всегда благополучный, чаще всего он бывает трагическим. Почему писатель не пытается создать произведение в соответствии с канонами жанра? Мне кажется, что счастливый конец противоречил бы самим принципам Салтыкова‑Щедрина и не выполнял бы тех задач, которые поставил перед собой автор. Цель сказок заключается в том, чтобы задуматься над собственными пороками и недостатками, осознать их значительность и масштабность. Только большой страх мог бы хоть каким‑то образом их исправить. Естественно, при счастливом конце весь смысл поставленной задачи теряется.
Персонажи сказок Салтыкова‑Щедрина делятся на животных, которые наделены человеческими качествами в традиции русской народной сказки; людей – представителей современной писателю эпохи, былинные и библейские образы. Каждый из этих образов очень четко прорисован, автор опирается на ассоциации читателя и, более того, уверен, в правильности прочтения и толкования. Такое доверие со стороны автора вызывает у меня своеобразную гордость.
Язык и стиль сказок поражают своей простотой, которая, как ни парадоксально, делает их еще более трагичными и яркими. Образы, созданные более века назад, сохраняют актуальность и по сей день. Всегда были и будут те, кто захочет пожить за чужой счет, слабые и пассивные люди, оправдывающие свои пороки долготерпением и выставляющие недостатки достоинствами. Всегда были и будут вечно уверенные в своей правоте начальники‑самодуры, безропотные подчиненные и просто лентяи, любящие поразмышлять о судьбах человечества, при этом ничего не делая для того, чтобы сделать жизнь прекраснее. Но в сказках есть и предостережение: не стоит забывать о том, что случается подмена общечеловеческих моральных ценностей на те качества, которые удобнее. Намного легче пройти мимо нуждающегося человека, чем протянуть ему руку Намного легче осудить человека, чем попытаться его понять. В конце концов, намного легче быть волком, медведем, зайцем, воблой, лисицей или карасем, чем просто человеком.
платов . " "все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения."" донцы‑молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали." "а царедворцы они его терпеть не могли за храбрость." " сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь " "государь на все это радуется, все кажется ему хорошо, а платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит." "" так соображал, что нет равных в искусстве, а платов доводил, что и наши на что взглянут – всё могут сделать, но только им полезного ученья нет. и представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и ""спрашивал он их так и иначе и на все манеры с ними хитро по‑донски заговаривал; но туляки ему в хитрости нимало не и платов умом виляет, и туляки тоже. платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не "" платов мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, – говорит, – принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли»." александр павлович. " через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими "" выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от отвлечь, и во многих случаях они этого " " сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к . государь на все это радуется, все кажется ему ""и чуть если платов заметит, что государь чем‑нибудь иностранным интересуется, то все провожатые молчат, а платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет.""это вашему величеству наше покорное поднесение. это, – отвечают, – не соринка, а нимфозория.""государь сразу же велел миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.""оставь, , это не твое дело – не порть мне политики. у них свой обычай. левша."мастер -оружейник три человека, самые искусные из них, один косой " " искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации." " искусника ни на какой спрос не отпираются..из крестьян. "мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши." "наша наука простая: по псалтирю да по полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.любит родителей. " меня, – говорит, – дома родители есть." "* мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить.одевается просто. " ходу крючки в кафтанах " " шивороток косого левшу, так что у того все крючочки от казакина* " "идет в чем был: в опорочках**, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик*** старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится." верит в бога. " взяться подумавши и с божьим благословением." сметливый, трудолюбивый. " ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и платов им " "так и платов умом виляет, и туляки тоже. платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не " " не брало этих хитрых " " они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли. < > день, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. куют что‑то такое, а что куют – ничего неизвестно.талантливый . " они, шельмы, аглицкую блоху на подковы " ", – говорит, – всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает." " мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может.""таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет в туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований." патриот. "мы в науках не задались, но только своему отечеству верно преданные." " вера самая " " желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать."завещание . "скажите государю, что у ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. и с этою верностью левша перекрестился и помер. < > государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой крымской кампании".
Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу. Мне кажется, что для сатиры сказка является практически идеальным жанром, поскольку даже эзопов язык совершенно не затрудняет прочтения и понимания «кто есть кто». Кроме того, иносказание преувеличивать тот или иной порок, что ведет к ситуации гротеска. В свою очередь гротеск взглянуть на проблему под другим углом и в увеличенном свете. Это осознать всю нелепость ситуации.
Сказка имеет несколько определенных черт. Среди них можно отметить особенность сюжетных линий и сказочных образов. В любой народной сказке присутствует противостояние Добра и Зла. У Салтыкова‑Щедрина ярко выражена оппозиция «высшие слои общества» – крестьяне или интеллигенция, «угнетатели – угнетенные», но при этом авторская симпатия не всегда на стороне бедных. Автор вообще редко отдает предпочтение какому‑либо герою своих сказок. Исключением можно считать сказку «Христова ночь». Здесь подвергаются рассмотрению христианские истины и моральные ценности – нет пощады только предателям.
С другой стороны, не везде прослеживается и презрение к персонажам – волки злые и жадные только потому, что «конституция у них такая». Такова изначальная природа вещей, которую нельзя изменить. Автор выступает непредвзятым судьей, всего лишь рассказчиком, который не предлагает конкретного решения, а показывает реальные персонажи в сказочных декорациях.
Еще одним отличием сказки народной от сказки Салтыкова‑Щедрина можно считать правило хорошего конца. В произведениях Салтыкова‑Щедрина конец далеко не всегда благополучный, чаще всего он бывает трагическим. Почему писатель не пытается создать произведение в соответствии с канонами жанра? Мне кажется, что счастливый конец противоречил бы самим принципам Салтыкова‑Щедрина и не выполнял бы тех задач, которые поставил перед собой автор. Цель сказок заключается в том, чтобы задуматься над собственными пороками и недостатками, осознать их значительность и масштабность. Только большой страх мог бы хоть каким‑то образом их исправить. Естественно, при счастливом конце весь смысл поставленной задачи теряется.
Персонажи сказок Салтыкова‑Щедрина делятся на животных, которые наделены человеческими качествами в традиции русской народной сказки; людей – представителей современной писателю эпохи, былинные и библейские образы. Каждый из этих образов очень четко прорисован, автор опирается на ассоциации читателя и, более того, уверен, в правильности прочтения и толкования. Такое доверие со стороны автора вызывает у меня своеобразную гордость.
Язык и стиль сказок поражают своей простотой, которая, как ни парадоксально, делает их еще более трагичными и яркими. Образы, созданные более века назад, сохраняют актуальность и по сей день. Всегда были и будут те, кто захочет пожить за чужой счет, слабые и пассивные люди, оправдывающие свои пороки долготерпением и выставляющие недостатки достоинствами. Всегда были и будут вечно уверенные в своей правоте начальники‑самодуры, безропотные подчиненные и просто лентяи, любящие поразмышлять о судьбах человечества, при этом ничего не делая для того, чтобы сделать жизнь прекраснее. Но в сказках есть и предостережение: не стоит забывать о том, что случается подмена общечеловеческих моральных ценностей на те качества, которые удобнее. Намного легче пройти мимо нуждающегося человека, чем протянуть ему руку Намного легче осудить человека, чем попытаться его понять. В конце концов, намного легче быть волком, медведем, зайцем, воблой, лисицей или карасем, чем просто человеком.
платов . " "все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения."" донцы‑молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали." "а царедворцы они его терпеть не могли за храбрость." " сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь " "государь на все это радуется, все кажется ему хорошо, а платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит." "" так соображал, что нет равных в искусстве, а платов доводил, что и наши на что взглянут – всё могут сделать, но только им полезного ученья нет. и представлял государю, что у аглицких мастеров совсем на всё другие правила жизни, науки и ""спрашивал он их так и иначе и на все манеры с ними хитро по‑донски заговаривал; но туляки ему в хитрости нимало не и платов умом виляет, и туляки тоже. платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не "" платов мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, – говорит, – принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли»." александр павлович. " через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими "" выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от отвлечь, и во многих случаях они этого " " сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к . государь на все это радуется, все кажется ему ""и чуть если платов заметит, что государь чем‑нибудь иностранным интересуется, то все провожатые молчат, а платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет.""это вашему величеству наше покорное поднесение. это, – отвечают, – не соринка, а нимфозория.""государь сразу же велел миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.""оставь, , это не твое дело – не порть мне политики. у них свой обычай. левша."мастер -оружейник три человека, самые искусные из них, один косой " " искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации." " искусника ни на какой спрос не отпираются..из крестьян. "мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши." "наша наука простая: по псалтирю да по полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.любит родителей. " меня, – говорит, – дома родители есть." "* мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить.одевается просто. " ходу крючки в кафтанах " " шивороток косого левшу, так что у того все крючочки от казакина* " "идет в чем был: в опорочках**, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик*** старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится." верит в бога. " взяться подумавши и с божьим благословением." сметливый, трудолюбивый. " ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и платов им " "так и платов умом виляет, и туляки тоже. платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не " " не брало этих хитрых " " они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли. < > день, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. куют что‑то такое, а что куют – ничего неизвестно.талантливый . " они, шельмы, аглицкую блоху на подковы " ", – говорит, – всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает." " мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может.""таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет в туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований." патриот. "мы в науках не задались, но только своему отечеству верно преданные." " вера самая " " желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать."завещание . "скажите государю, что у ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. и с этою верностью левша перекрестился и помер. < > государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой крымской кампании".