Объясните подробно смысл стиха М.Ю Лермонтова "хоть давно изменила мне радость..."
Хоть давно изменила мне радость,
Как любовь, как улыбка людей,
И померкнуло прежде, чем младость,
Светило надежды моей,
Но судьбу я и мир презираю,
Но нельзя им унизить меня,
И я хладно приход ожидаю
Кончины иль лучшего дня.
Словам моим верить не станут,
Но клянуся в нелживости их:
Кто сам был так часто обманут,
Обмануть не захочет других.
Пусть жизнь моя в бурях несётся,
Я беспечен, я знаю давно,
Пока сердце в груди моей бьётся,
Не увидит блаженства оно.
Одна лишь сырая могила
Успокоит того, может быть,
Чья душа слишком пылко любила,
Чтобы мог его мир полюбить.
1. Рассказ М.М. Зощенко - юмористическое произведение. Что такое юмор? Чем юмор отличается от сатиры и иронии?
Юмор — изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
2. Это произведение входит в цикл "Рассказы о Лёле и Миньке". Какие ещё рассказы входят в этот цикл?
Цикл рассказов “Леля и Минька” был написан М.М. Зощенко в
1939–1940-х годах.
В состав цикла входят следующие произведения: “Елка”,
“Бабушкин подарок”, “Галоши и мороженое”, “Не надо врать”,
“Через тридцать лет”, “Находка”, “Великие путешественники”,
“Золотые слова”.
3. Рассказ Зощенко не только юмористическое, но и дидактическое произведение. Что называют дидактическим произведением?
Формы художественного творчества, имеющей целью поучать, показать полезность какого-либо предмета или популяризировать отрасль какой-либо науки.
4. Приведите цитату, содержащую "золотые слова" отца. Почему они названы золотыми?
«Это не гадкие дети, а глупые. Конечно, с одной стороны, хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так же поступать — исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют. Но всё это надо делать с умом. Если б ничего не случилось — у вас была священная обязанность молчать. Масло попало в чай или бабушка забыла закрыть кран у самовара — вам надо крикнуть.»
Потому что они со смыслом, и запомнились ребятам.
5. "Золотые слова" отца можно назвать афоризмом. Что это такое?
Афоризмы - это оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
6. Наверняка у ваших родственников и знакомых есть какое-либо изречение, которое они повторяют постоянно или достаточно часто. Приведите его. Как вы его понимаете?
Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений. – повторяет моя бабушка, как однажды написал Оскар Уайльд. Это значит, что какие поступки бы человек не совершал, все это ради чего-то, и в благородном намерении.
7. В рассказе, кроме "золотых слов" отца есть другие "золотые слова". Приведите цитату.
«Никого нельзя назвать счастливым раньше его смерти».
8. Кому принадлежат эти "золотые слова" и как вы их понимаете?
Эти слова принадлежали
Одному мудрому человеку (которого вели на казнь).
9. Рассказ "Золотые слова" завершает цикл о Лёле и Миньке, а это значит, писатель придавал ему особое значение. В конце рассказа есть то, что литературоведы называют творческим кредо Зощенко. Что такое кредо вообще и творческое кредо в частности?
Кредо - личное убеждение, основа мировоззрения человека. Творческое кредо – отличная возможность рассказать человеку о себе и своих работах.
10. Найдите цитату, отражающую творческое кредо автора.
«И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе.
В моей работе я, например, учился у старых великолепных мастеров. И у меня был большой соблазн писать по тем правилам, по которым они писали.
Но я увидал, что обстановка изменилась. Жизнь и публика уже не те, что были при них. И поэтому я не стал подражать их правилам.
И, может быть, поэтому я принёс людям не так уж много огорчений. И был до некоторой степени счастливым.»
Повесть “Детство” — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя.
С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.
Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело. Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше.
Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался.
Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привязан, — это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии Алеше. Он подолгу общался с ним. Иной раз они просто сидели и молчали, думая о чем-то своем. Хотя Хорошее Дело никто не любил и Алеше запрещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спокойно мог все рассказать ему, поделиться своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в какой-то мере научил его жить и понимать других людей.
Мне понравился этот мальчик, потому что у него доброе и чуткое сердце, потому что он выделяется из толпы мрачных, нежизнерадостных людей. Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро