Тема одиночества играет центральную роль в творчестве М.Ю. Лермонтова. Появление одиночества обусловлено тем, что, будучи маленьким ребёнком, Лермонтов лишился матери , что разрушило душевную гармонию молодого писателя . Лирику Лермонтова нельзя не сравнивать с лирикой Пушкина. Лирика Пушкина сосредоточена на оптимизме, дружбе и любви , в то время как лирика Лермонтова имеет совершенно иной характер, она печальна , одинока, носит пессимистическое настроение . Часто одиночество в лирике Лермонтова связано с любовью. К примеру, в романе "Герой нашего времени " Печорин был совершенно одинок, и каждая женщина, что находилась рядом, была несчастна . Стоит заметить, что для Печорина женитьба - самая ужасная вещь в жизни, поэтому он, сохраняя свободу, предпочитает быть в гордом одиночестве. В стихотворении " Как часто, пёстрою толпою окружен.." ярко выражено одиночество и неприязнь к окружению автора .Он не видит в лицах окружающих истину :
"Мелькают образы безумные людей , Приличьем стянутые маски" Среди светского общества автор чувствует себя чужим. Писатель ощущает себя выше общества, но он вовсе не высокомерен . Он обладает одиночеством, которым по праву можно гордиться . Лермонтов-исключительный человек, которого никто не понимает. Именно осознание одиночества вызвало пренебрежение к толпе .
Творчество Лермонтова наполнено одиночеством, присущим многим его произведениям .Однако без этой черты характера творения автора не обрели бы высокую популярность и не сделали бы Лермонтова гордостью русской литературы.
- С чего начинается рассказ? (С описания пейзажа) - Какой этот пейзаж? Найдите в тексте. - Куда нас потом ведет за собой автор? (К пристани) - Как он описывает пристань? - Дальше, что происходит? - Автор пишет: «Первое впечатление ваше непременно самое неприятное». Почему? Найдите эти строки.( странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака не только не красиво, но кажется отвратительным беспорядком; вам даже покажется, что все перепуганы, суетятся, по знают, что делать. Но вглядитесь ближе в лица этих людей, движущихся вокруг вас, и вы поймете совсем другое.) - Кого он приводит в пример? (фурштатского солдатика, офицера, матроса, девицу)- Почему автор говорит, что вы наверное даже усомнитесь немного в справедливости понятия о геройстве защитников Севастополя? (Ни на одном лице не будет следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости.) - Но автор говорит , прежде чем сомневаться, сходите на бастионы, в больницу и вы сами все увидите. - Куда мы дальше попадаем? (большую залу Собрания- временную больницу) - Что делает в этой части рассказа читатель? (читатель ведёт переговоры с ранеными, испытывает страдания и муки войны) - Какие чувства испытывает читатель? Почему, как вы думаете? - Здесь вы начинаете понимать защитников Севастополя. - В какое место предлагает зайти автор, «если ваши нервы крепки»? (в комнату, где делают перевязки и операции) - Почему в эту комнату не может зайти человек со слабыми нервами? (описывается страшная картина) - Л.Н. Толстой говорит: «… вы увидите войну в настоящем ее выражении в крови, в страданиях, в смерти...» - Выйдя из этого «дома страданий», какие чувства мы испытываем? ("Что значат смерть и страдания такого ничтожного червяка, как я, в сравнении с столькими смертями и столькими страданиями?")- Что посещает затем читатель? (место, где офицеры и солдаты на обеде слушают фантастические истории о четвертом бастионе, который вызывает необходимость посетить читателю этот бастион)- «Четвертый бастион» стало крылатым уже выражением. Какие примеры приводит автор? Найдите в тексте. (Тебя бы поставить на четвертый бастион"; когда встречают носилки и спрашивают: "Откуда?" - большей частью отвечают: "С четвертого бастиона")- О чем автор говорит: «…впереди себя на крутой горе видите какое-то черное, грязное пространство, изрытое канавами…» (о 4-й бастионе) - Как автор описывает 4-й бастион? (Толстой приводит читателя к четвертому бастиону, где читатель садится в беседу с тогдашним командиром в нескольких метрах от позиций противника. Будучи убежденным в силе города солдат испытывает любовь к своей стране и осознает свою непоколебимую волю к борьбе, заставляя читателя вернуться в город) - Какие чувства испытывает солдат, когда летит на него снаряд? (При этихзвуках вы испытаете странное чувство наслаждения и вместе страха) - Почему такое двойное чувство? - Что происходит дальше, после того, как мы побывали на 4-ом бастионе? - Какова заключительная часть рассказа? Что Л.Н. Толстой в ней говорит?(и эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине) - Какой главный вывод делает в конце рассказа читатель? (главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа) - А изменилось ли описание пейзажа? Сравните описание в начале рассказа и в конце. - Ребята, рассказ носит отчетливо очерковый характер.- Что такое очерк? (жанр художественной и публицистической литературы, предполагающий документальную достоверность). - И все-таки свое произведение Толстой назвал не очерками, а рассказами. Почему? (автор проявил себя, как художник; придал зарисовкам большую обобщенность, так что повествование вышло за рамки очеркового жанра). - Толстой ведь не только Крымскую кампанию изобразил, но и показал, что такое война «в её настоящем выражении».Так что такое война «в настоящем её выражении?»(«Кровь, страдания, смерть» - именно так определил её сущность Л.Толстой). - Глазами народа писатель увидел эпопею Севастополя. Наверное и Толстой тот же путь возмужания, пока не почувствовал себя одним из защитников города. - Какая же «побудительная причина», по мысли писателя, позволяет людям, живущим «среди беспредельного труда, бдения и грязи, принять эти условия»? ( «И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.
Лирику Лермонтова нельзя не сравнивать с лирикой Пушкина. Лирика Пушкина сосредоточена на оптимизме, дружбе и любви , в то время как лирика Лермонтова имеет совершенно иной характер, она печальна , одинока, носит пессимистическое настроение .
Часто одиночество в лирике Лермонтова связано с любовью. К примеру, в романе "Герой нашего времени " Печорин был совершенно одинок, и каждая женщина, что находилась рядом, была несчастна .
Стоит заметить, что для Печорина женитьба - самая ужасная вещь в жизни, поэтому он, сохраняя свободу, предпочитает быть в гордом одиночестве.
В стихотворении " Как часто, пёстрою толпою окружен.." ярко выражено одиночество и неприязнь к окружению автора .Он не видит в лицах окружающих истину :
"Мелькают образы безумные людей ,
Приличьем стянутые маски"
Среди светского общества автор чувствует себя чужим. Писатель ощущает себя выше общества, но он вовсе не высокомерен . Он обладает одиночеством, которым по праву можно гордиться . Лермонтов-исключительный человек, которого никто не понимает. Именно осознание одиночества вызвало пренебрежение к толпе .
Творчество Лермонтова наполнено одиночеством, присущим многим его произведениям .Однако без этой черты характера творения автора не обрели бы высокую популярность и не сделали бы Лермонтова гордостью русской литературы.
(Исправил ошибки, переписывайте внимательно).