объясните строки:
о вы, которых ожидает
отечество от недр своих
и видеть таковых желает,
каких зовет от стран чужих,
о, ваши дни благословенны!
дерзайте ныне ободренны
раченьем вашим показать,
что может собственных платонов
и быстрых разумом невтонов
российская земля рождать.
науки юношей питают,
отраду старым ,
в счастливой жизни украшают,
в несчастной случай берегут;
в трудностях утеха
и в дальних странствах не помеха.
науки пользуют везде,
среди народов и в пустыне,
в градском шуму и наедине,
в покое сладки и в труде
Лес рассказывает свою историю. Как осенью белки собирали орешки. А колючие ежи собирали грибочки. Как готовилась природа отдохнуть. А высокие деревья поведали мне историю. О том что высокие и сильные стволы простояли бури и ураганы. Как опадали его листочки и вновь восходили весною. Милое поле рассказало о животных, о том как колыхалась трава. И об маленьких животных и милых насекомых. Цветы не терпели рассказать, как цвели, как росли, как бутоны раскрывали. И о запахе волшебном. А трава поведала совсем немножко. О том, как топтали ее. Что пожухла медленно она. И как тихонько она росла.
Лес, цветы, трава, деревья и вообще вся природа может многое рассказать. Хоть она не умеет говорить, но можно понять все без слов.
План:
1 – краткий пересказ
2 – найти элементы народной сказки
3 – в чем отличие от сказок народных
4 – какие пороки отличает писатель? Над чем смеется?
5 – какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?
Объяснение:
1). Сказка "Коняга" Салтыкова-Щедрина описывает бедственное положение крестьянства в царской Руси. Образ замученной лошади - является символом стойкости измученного народа. Во время работы Коняга даже не может отдохнуть. Конягу окружает масса пустоплясов, бездельников, надоедающих своими советами. В лице четырёх пустоплясов автор изобразил: либералов, славянофилов, либеральных народников и буржуазию.
2). Автор использовал народный сказочный зачин:"Жил во времена оны старый конь, и было у него два сына: Коняга и Пустопляс". Как в народном фольклоре - прав тот, кто работает, а бездельник всегда не прав! Использованием набора поговорок: "Коняге - солома, Пустоплясу - овёс". "Дело мастера боится". "Плетью обуха не перешибёшь." "Как у Христа за пазушкой".
3).Отличием от народный сказок является скрытый политический подтекст. Четко выписаны детали природу и образы.
4). В этой сказке автор осуждает угнетателей простого народа, осуждает бездельников. Надеется на то, что придёт время, когда тот, кто трудится будет жить лучше неработающего.
5). Ничего не показалось мне смешным в этой сказке, Коняга вызывает у меня глубокую жалость и сочувствие.