Тема живых и мертвых душ главная в поэме гоголя «мертвые души». об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы «мертвые души». существует мнение, что гоголь задумал создать поэму «мертвые души» по аналогии с поэмой данте «божественная комедия». это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. «божественная комедия» состоит из трех частей: «ад», «чистилище» и «рай», которым должны были соответствовать задуманные гоголем три тома «мертвых душ». в первом томе гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни. во втором и третьем томах гоголь хотел изобразить возрождение россии. себя гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на. страницах своего произведения картину возрождения россии, выводит ее из. кризиса. художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный мир, где главное действующее лицо — это чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь. реальный мир «мертвых душ» страшен и уродлив. его типичными представителями являются манилов, ноздрев, собакевич, полицмейстер, прокурор и многие другие. все это статичные характеры. они всегда были такими, какими мы видим их сейчас. «ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, как в осьмнадцать и двадцать». гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, это позволяет заключить, что души героев реального мира «мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы. гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время страшными. ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей. в них не осталось ничего человеческого. мертвящая окаменелость душ, абсолютная бездуховность скрывается как за размеренной жизнью помещиков, так и за судорожной деятельностью города. гоголь писал по поводу города «мертвых душ»: «идея города. возникшая до высшей степени. пустота. пустословие… смерть поражает нетрогающийся мир. еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни».
Рассказ платонова «неизвестный цветок» заставляет читателя всерьез задуматься о трудностях человеческой жизни, хотя, на первый взгляд, речь здесь идет об обычном цветке. впрочем, не таком уж и обычном.. маленькое семечко упало в таком месте, где цветам расти и тяжело, — «приютилось оно в ямке меж камнем и глиной» . но все-таки семечко нашло в себе силы прорасти, и на камне появился маленький цветок. «нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос выше» . несмотря на все трудности, цветок жил и наслаждался жизнью. «цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину» . цветок отчаянно боролся за свою жизнь. он во что бы то ни стало стремился преодолеть все трудности, и судьба ему улыбнулась. добрая девочка заметила цветок и захотела ему . она рассказала о цветке детям, и они принесли на пустырь навоз и золу, чтобы удобрить землю. правда, осенью цветок все равно погиб. а на следующее лето на пустыре выросло много прекрасных цветов, среди которых был сын удивительного цветка. «цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне» . этот рассказ наводит на мысли об упорстве и стремлении преодолевать все трудности на своем пути. нередко человек, подобно этому цветку, подвергается самым тяжелым испытаниям. и для того чтобы не сломаться и пройти через все испытания с высоко поднятой головой, требуется немало сил и мужества. невиданного цветка вселяет в читателя надежду. надежду на то, что все трудности обязательно будут преодолены. нужно только поверить в себя и до конца бороться за свое счастье.