Оцениванне: Сформулируйте свою интерпретацию образа Сабитжана, используя временный прием ПОПС-формулы: Позиция-Я считаю, что... Обоснование-Потому что... Подтверждение-Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текета... Следетвие — Сформулируем вывод о том, что...
1. Главный герой произведения "После бала" - Иван Васильевич (далее И.В.), дворянин, некогда богатый студент-повеса столичного университета. Он рассказывает историю из своей жизни, случай, который не только изменил, но и предопределил его будущее.
2. К И.В. не шел сон, после бала, где восхищение его возлюбленной добралось до пика. Отправившегося прогуляться студента случай занес на поле, где проходила экзекуция - сквозь строй солдат с палками вели беглого татарина. Руководил ею Петр Владиславович Б. - отец Вареньки, возлюбленной И.В.
3. И.В. не мог, в силу гражданского повиновения закону, вмешаться в наказание. Но это было ни главной причиной его бездействия. Он был обездвижен разительным контрастом между двумя ипостасями полковника. Тот, что на балу - галантный и мягкий кавалер, любящий отец, и тот, идущий вдоль строя рядом с кровавым подобием человека, - резкий, злобный, непреклонный вояка.
4. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня». И.В. пытался и не мог найти оправдание жестокости. В его голове не укладывалось понятие долга, который требовал от человека таких перемен в поведении.
5. Так, не сумев понять сил, движущих полковником на поле герой произведения "...не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился". И любовь к Вареньке, казавшаяся столь высокой, пошла на убыль. Потому что рядом с ее образом всегда вставал образ полковника на площади.
6. Толстой и сочувствует, и порицает своего героя. В светлой душе молодого человека созрел протест против насилия человека над человеком, но он устранился от борьбы за свои идеи. Отказавшись от службы и борьбы, И.В. присоединился к выжидающим слоям населения России, сочувствующим угнетенным, но не вступающим в политическую борьбу.
По свидетельству слушателей, И.В. был наделен умом и талантами. Мне странно, что он воспринял случившееся, как случай, изменивший его судьбу. Имей он более активную позицию (эх, "... не было в то время в университете никаких кружков, никаких теорий..."), мог бы стать тем человеком, что изменил бы жизнь многих к лучшему.
Н.А.Добролюбов
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19 века. Основной темой его творчества является народ. Некрасов пишет о судьбе народа, о его жизни, быте, о радостях и горестях народа. Таким произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Эта поэма написана о народе и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» — это книга о русской жизни. Свое произведение Н.А. Некрасов начал писать в 1863 году. И эта работа продолжалась до конца жизни Некрасова, хотя так и осталась незаконченной. Крестьянская реформа от 19 февраля 1861 года должна была завершить существование крепостного права; освободить разорённых, измученных голодом и непосильным физическим трудом, издевательством со стороны помещиков крестьян; должна была повлечь за собой качественное улучшение их жизни. Должна была, но не сделала; надежда не преобразовалась в желаемый факт. Не имевшие землю крестьяне были обречены на ещё большее "рабство", им нужно было опять смириться со своим тяжелейшим уделом (земли или несчастной долей?) . Частично поменялись лишь действующие лица: "теперь же вместо барина драть будет волостной". Поэт без намёков и умолчаний открыто заявляет о деревенской нищете, всеобщем пьянстве среди озлобленных и утомлённых работой крестьян, их безграмотности и грубости, низости взглядов ("Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесёт? "). На Некрасову приходят "говорящие" географические названия – Горелово,Неелово,Неурожайка и другие; сам народ, откровенно выражающий свою жизненную безысходность ("Тошен свет, хлеба нет, крова нет, смерти нет"):
В главе «Счастливые» Некрасов рассказывает о Ермиле Гирине, который встал на защиту крестьян. Это умный, наделенный чувством справедливости человек. Став крестьянским защитником, Гирин попадает в острог. Такая же судьба и у «богатыря святорусского» Савелия. Человек острого ума, могучей силы, он борется против рабской покорности и угнетения. Он понимает необходимость борьбы и бросается на угнетателей с топором в руках. Его постигает та же участь каторжника, но дух его не сломлен: «клейменый, да не раб». Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова...
А все вином кончается...
Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Каждый по-своему видит и понимает счастье. Если Агап, Яким, Савелий и другие видят его в протесте и в борьбе, то такие, как Клим, Ипат, Глеб, довольствуются малым званием холопа.Жизнь Матрены Тимофеевны, как и у каждой женщины-крестьянки - тяжелая доля и непосильный труд. «…Не дело - между бабами счастливую искать», - отвечает Матрена на вопрос странников о счастье. В главе «Пир на весь мир» автор нам показывает два пути «одна просторная, дорога — торная, страстей раба». По этой дороге идут все, по ней нетрудно идти. Эта дорога ведет к богатству, карьере, власти. А по другой «тесной» и «честной» дороге идут люди, которые борются за счастье народа. По ней идти трудно, и не каждый выберет эту дорогу. Поэтому автор осмеивает людей, выбравшим первую дорогу.
В главе «о Двух великих грешниках» Некрасов призывает к революции. К восстанию крестьян против помещиков. Образ Кудеяра призван оправдать революционную борьбу в целом. Поэтому легенда приобрела антикрепостнический смысл.
В конце поэмы Некрасов рисует образ Гриши Добросклонова. Это человек нового типа, в котором воплощено все то, что затаенно дремало в душах крестьян. Добросклонов принадлежит будущему, он смотрит вперед, верит в силу и мощь «загадочной Руси»:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!..
В образе Гриши Добросклонова Некрасов воплотил свое понятие о счастье: оно в освобождении народа от угнетения и во всеобщем равенстве. Заканчивается поэма грозным предупреждением:
Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
На многое эта рать, если поведут ее за собой люди, подобные Грише Добросклонову.