Оценка и сравнительный анализ. Прочитайте отрывки из рождественских рассказов. Что их объединяет? Чем отличаются? Какое настроение создает первый отрывок, второй? Какое впечатление производит игрушка на героев произведений? Почему? Аргументируйте свой ответ, используя цитаты из отрывков. Ваш ответ напишите в виде связного текста объемом 50-70 слов. «Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и столпившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки. Казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови. Забившись за рояль, Сашка сел там в углу, бессознательно доламывал в кармане последние папиросы и думал, что у него есть отец, мать, свой дом, а выходит так, как будто ничего этого нет и ему некуда идти…
Но вдруг узенькие глаза Сашки блеснули изумлением, и лицо мгновенно приняло обычное выражение дерзости и самоуверенности. На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху. Его прозрачные стрекозиные крылышки трепетали от падавшего на них света, и весь он казался живым и готовым улететь. Розовые ручки с изящно сделанными пальцами протягивались кверху, и за ними тянулась головка с такими же волосами, как у Коли…Лицо ангелочка не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил, любил больше, чем перочинный ножичек, больше, чем отца, и больше, чем все остальное. Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:
— Милый… милый ангелочек!
И чем внимательнее он смотрел, тем значительнее, важнее становилось выражение ангелочка. Он был бесконечно далек и не похож на все, что его здесь окружало. Другие игрушки как будто гордились тем, что они висят, нарядные, красивые, на этой сверкающей елке, а он был грустен и боялся яркого назойливого света, и нарочно скрылся в темной зелени, чтобы никто не видел его. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам.
— Милый… милый! — шептал Сашка». (Л. Андреев «Ангелочек»)
***
«А на самом деле Мари потому не отходила от стола с подарками, что только сейчас заметила что-то, чего раньше не видела: когда выступили гусары Фрица, до того стоявшие в строю у самой елки, очутился на виду замечательный человечек. Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на субтильных ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа, но Мари подумала: «Ведь крестный Дроссельмейер тоже ходит в прескверном рединготе и в смешном колпаке, но это не мешает ему быть милым, дорогим крестным». Кроме того, Мари пришла к заключению, что крестный, будь он даже таким же щеголем, как человечек, все же никогда не сравняется с ним по миловидности. Внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого же взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. Зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно. Человечку очень шла тщательно завитая борода из белой бумажной штопки, окаймлявшая подбородок,— ведь так заметнее выступала ласковая улыбка на его алых губах.
—Ах!— воскликнула наконец Мари.— Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек, что стоит под самой елкой?»
Эта молодая женщина, приехавшая из города, преподавала у мальчика французский язык. Она казалась герою человеком с другой планеты: красивой, пахнувшей духами и другой жизнью. Этот предмет герой не очень любил, потому что ему не давалось французское произношение. Но мальчик был сообразительным, легко запоминал слова, без труда переводил тексты на французском. Думаю, что Лидия Михайловна отмечала его как очень ученика.
Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Героя воспитывала одна мама, у которой была еще дочка. Что могла она собрать своему сыну, учащемуся за много верст от родной деревни, чем «подкормить» его?
Мать присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире. Позже он начал прятать картошку в сарае, брал по несколько картофелин и убегал за холмы. Там он разводил костер и спокойно съедал свою дневную порцию.
Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко. Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде. Именно тогда Лидия Михайловна выяснила, что мальчик играет на деньги.
После уроков она расспросила его, на что он тратит деньги. И герой признался, что на выигранный рубль покупает лишь молоко. Учительница сразу догадалась, что мальчик голодает. Да это было трудно не понять: «перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки».
И тогда Лидия Михайловна решила мальчику. Она стала приглашать его к себе домой якобы для дополнительных занятий французским. И, как-то между делом, старалась оставить мальчика на ужин, накормить его. Но герой так смущался, чувствовал себя таким скованным в присутствии учительницы, что не мог даже подумать о еде.
Но все же есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна выдумала еще один хитрый ход – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но учительница не знала, что макароны и гематоген – это не то, что обычно герою присыла мама. Он сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок. А Лидия Михайловна видела в нем хотела, чтобы он продолжал учиться: «Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты мальчишка, школу тебе бросать нельзя».
И тогда учительница пошла на последний шаг – она предложила герою сыграть с ней в «пристенок». Играли они на деньги, учительница поддавалась, и герой опять начал покупать молоко и чувствовать себя хоть немного сытым.
Казалось бы, Лидия Михайловна выполнила то, что задумала. Но в ее планы вмешались – однажды играющих учительницу и ученика застал директор.
Через три дня Лидия Михайловна уехала к себе на Кубань. Всю вину она взяла на себя. На прощание она наказала герою хорошо учиться и не бросать школу, что он и выполнил. Больше мальчик не слышал о Лидии Михайловне. Прощальным приветом от нее была посылка с макаронами и тремя большими красными кубанскими яблоками.
И сейчас, уже взрослым человеком, герой осознает, что эта молодая женщина ему не умереть от голода закончить школу и выйти в люди. И делала она это просто по доброте душевной, потому что не могла пройти мимо истощенного ребенка, из последних сил крепящегося вдали от дома, родных. Может быть, учительница боялась, что мальчик свяжется со шпаной, станет воровать. А она видела в нем и хотела, чтобы из героя получился человек. Добивалась этого Лидия Михайловна, как могла. И можно со всей уверенностью сказать, что учительнице это удалось.