На склоне лет помещик Пётр Андреевич Гринёв ведёт повествование о бурных событиях своей молодости. Детство своё он провёл в родительском поместье в Симбирской губернии, пока в 17 лет строгий отец, офицер в отставке, не распорядился отправить его служить в армию: «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».
Волею судьбы по пути к месту службы молодой офицер встречается с Емельяном Пугачёвым, который тогда был просто беглым, никому не известным казаком. Во время бурана[K 2] тот соглашается проводить Гринёва с его старым слугой Савельичем к постоялому двору. В знак признательности за услугу Пётр отдаёт ему свой заячий тулуп.
Приехав на службу в пограничную Белогорскую крепость, Пётр влюбляется в дочь коменданта крепости, Машу Миронову. Сослуживец Гринёва, офицер Алексей Швабрин, с которым он познакомился уже в крепости, тоже оказывается неравнодушен к капитанской дочери и вызывает Петра на дуэль, в ходе которой наносит Гринёву ранение. О поединке становится известно отцу Петра, который отказывается благословить брак с бесприданницей.
Тем временем, разгорается пугачёвщина, которую сам Пушкин характеризовал как «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Пугачёв со своим войском наступает и захватывает крепости в оренбургской степи; дворян казнит, а казаков призывает в своё войско. Родители Маши погибают от рук бунтовщиков; Швабрин присягает Пугачёву, а Гринёв от этого отказывается: «Нет, я природный дворянин. Я присягал государыне императрице. Тебе служить не могу», — говорит он Пугачёву. От верной казни его Савельич, обратившись к Пугачёву. Тот узнаёт человека, который ему зимой, и дарит ему жизнь. Гринёв уезжает в осаждённый повстанцами Оренбург и воюет против Пугачёва, но однажды получает письмо от Маши, которая осталась в Белогорской крепости из-за болезни. Из письма он узнаёт, что Швабрин хочет насильно взять её в жёны.. Гринёв без разрешения покидает службу, прибывает в Белогорскую крепость и с Пугачёва Машу. Позже, по доносу Швабрина, его арестовывают уже правительственные войска. Гринёва приговаривают к смертной казни, заменённой на ссылку в Сибирь на вечное поселение. После этого Маша едет в Царское Село к Екатерине II и вымаливает прощение жениху. Перед приёмом у Екатерины она встретила в парке женщину и, разговорившись, рассказала ей всю свою историю, заметив, что Гринёв не смог оправдаться перед судом только потому, что не хотел впутывать её. Эта женщина, не узнанная Машей императрица, убедившись в невиновности Гринёва, простила его.
2. метафоры ("юный град, полнощных стран краса и диво", "рыболов, печальный пасынок природы");
3. сравнения (Москва сравнивается с "порфироносной вдовой", а Петербург с "новой царицей", "девичьи лица ярче роз", "взломав свой синий лёд Нева к морям его несёт и , чуя вешни дни, ликует", "стой неколебимо, как Россия");
4. олицетворения ("град вознёсся", "громады теснятся", "корабли стремятся", "спящие громады", одна заря сметить другую спешит");
5. метонимию ("в гранит оделася Нева", береговой её гранит", "корабли толпой к богатым пристаням стремятся", "люблю лоскутья сих знамен победных");
6. обращения ("люблю тебя, Петра творенье", "люблю, военная столица", "красуйся, град Петров").
На склоне лет помещик Пётр Андреевич Гринёв ведёт повествование о бурных событиях своей молодости. Детство своё он провёл в родительском поместье в Симбирской губернии, пока в 17 лет строгий отец, офицер в отставке, не распорядился отправить его служить в армию: «Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».
Волею судьбы по пути к месту службы молодой офицер встречается с Емельяном Пугачёвым, который тогда был просто беглым, никому не известным казаком. Во время бурана[K 2] тот соглашается проводить Гринёва с его старым слугой Савельичем к постоялому двору. В знак признательности за услугу Пётр отдаёт ему свой заячий тулуп.
Приехав на службу в пограничную Белогорскую крепость, Пётр влюбляется в дочь коменданта крепости, Машу Миронову. Сослуживец Гринёва, офицер Алексей Швабрин, с которым он познакомился уже в крепости, тоже оказывается неравнодушен к капитанской дочери и вызывает Петра на дуэль, в ходе которой наносит Гринёву ранение. О поединке становится известно отцу Петра, который отказывается благословить брак с бесприданницей.
Тем временем, разгорается пугачёвщина, которую сам Пушкин характеризовал как «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Пугачёв со своим войском наступает и захватывает крепости в оренбургской степи; дворян казнит, а казаков призывает в своё войско. Родители Маши погибают от рук бунтовщиков; Швабрин присягает Пугачёву, а Гринёв от этого отказывается: «Нет, я природный дворянин. Я присягал государыне императрице. Тебе служить не могу», — говорит он Пугачёву. От верной казни его Савельич, обратившись к Пугачёву. Тот узнаёт человека, который ему зимой, и дарит ему жизнь. Гринёв уезжает в осаждённый повстанцами Оренбург и воюет против Пугачёва, но однажды получает письмо от Маши, которая осталась в Белогорской крепости из-за болезни. Из письма он узнаёт, что Швабрин хочет насильно взять её в жёны.. Гринёв без разрешения покидает службу, прибывает в Белогорскую крепость и с Пугачёва Машу. Позже, по доносу Швабрина, его арестовывают уже правительственные войска. Гринёва приговаривают к смертной казни, заменённой на ссылку в Сибирь на вечное поселение. После этого Маша едет в Царское Село к Екатерине II и вымаливает прощение жениху. Перед приёмом у Екатерины она встретила в парке женщину и, разговорившись, рассказала ей всю свою историю, заметив, что Гринёв не смог оправдаться перед судом только потому, что не хотел впутывать её. Эта женщина, не узнанная Машей императрица, убедившись в невиновности Гринёва, простила его.
Объяснение:
Для описания Петербурга А.С. Пушкин использует следующие художественные средства:
1. эпитеты ("неведомые воды", державное теченье", "задумчивые ночи", "прозрачный сумрак", "блеск безлунный", "золотые небеса", "пенистый бокал", "синий лёд");
2. метафоры ("юный град, полнощных стран краса и диво", "рыболов, печальный пасынок природы");
3. сравнения (Москва сравнивается с "порфироносной вдовой", а Петербург с "новой царицей", "девичьи лица ярче роз", "взломав свой синий лёд Нева к морям его несёт и , чуя вешни дни, ликует", "стой неколебимо, как Россия");
4. олицетворения ("град вознёсся", "громады теснятся", "корабли стремятся", "спящие громады", одна заря сметить другую спешит");
5. метонимию ("в гранит оделася Нева", береговой её гранит", "корабли толпой к богатым пристаням стремятся", "люблю лоскутья сих знамен победных");
6. обращения ("люблю тебя, Петра творенье", "люблю, военная столица", "красуйся, град Петров").
Вот это?