А.Блок писал: «Имеем ли мы право предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит еще службу людям будущего? Надеемся». – А.Блок говорит о том, что нельзя забывать все то трагическое, что пережила наша страна. И мы не должны забывать про горе и страдание народа, про Великую Отечественную войну, потому что в стихах, написанных в период 1941–1945 гг., передана любовь к родине и ненависть к врагам, оптимизм и вера в победу.
7. Такая поэзия не может быть забыта, поэтому наша задача – пронаблюдать, анализируя стихи тех роковых лет, как поэты вносили свой вклад в Великую Победу, каким образом они народу и будили в душах людей патриотические чувства. Мы не ставим задачу, которую нельзя было бы выполнить, поэтому, к сожалению, мы сможет прокомментировать лишь часть стихов, написанных в 1941–1945 гг. разными поэтами.
8. Охарактеризуйте ощущения и стремления людей в первые дни войны. – Небывалый патриотический подъем охватил всех людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, девушки и женщины, желавшие отправиться на фронт. Каждый доброволец осознавал, что никто не защитит родину, кроме них самих.
9. Определите настроение стихотворения Демьяна Бедного «Я верю в свой народ», написанное в 1941 г. (см. раздаточный материал). – Все стихотворение проникнуто верой в победу русских людей. Это настроение ощущается уже в названии. Именно оптимизм в дальнейшем победить врага.
10. Проанализируйте принцип построения стихотворения. – Антитеза. Почему автор применяет именно противопоставление? – Потому что наиболее тяжелые испытания вызывают у человека самые сильные эмоции: любовь и ненависть, - которые рождают противоположные образы: враг и друг.
11. Как характеризуется враг в стихотворении Бедного? – Фашист, лихой враг, фашистская змея, фашистская орава, проклятый гнойник. О чем говорит подобный синонимичный ряд? – В слове «фашист» имеется суффикс, указывающий на человека, а в словосочетании «фашистская змея» уже нет человека, а есть лишь пресмыкающееся перед фашистской идеей. «Лихие враги» - приносящие беду, злые, а на Руси лихим человеком называли разбойника, таковы по сути своей фашистские захватчик. «Орава» - это беспорядочное и шумное скопление людей, ослепленных фашизмом, но нет народа в его единстве (в отличие от русских). «Проклятый гнойник» - это болезненное место в судьбе человечества, которое надо вскрыть, и тогда всем станет легче.
12. чем беда немецкого народа? – В выборе пути, в том, что тешется «немецкою химерой», в том, что отравил мир «смертельною отравой».
13. Почему так крепка вера лирического героя в Победу? – Потому что вера эта тысячелетняя, несокрушимая, потому что для этого народа слово «родина» свято, потому что он много испытал, «был путь его тернист», при этом в русских людях есть «живучесть», «могучесть». Герой приходит к мысли, что «мы ведь не одни», «во вражеском тылу тревожные огни». А испытываешь тревогу лишь тогда, когда дело твое «неправое». Именно вера в свой выдающийся народ, в справедливость оборонительной войны позволяет осознавать, что Победа обязательно будет.
14. Чем отличается настроение и стиль стихотворения Михаила Дудина «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…» от произведения Демьяна Бедного? – У Д. Бедного стихотворение написано в возвышенном стиле и приподнятом настроении, наполненном ненавистью к врагу, а в стихотворении Дудина стиль и настроение совсем иные. Оно построено на контрасте окружающего мира и души лирического героя, уставшего от войны. Особый реализм проявляется в описании обыденных образов войны: «грязь, и бред, и вши в траншеях», «обугленные площади земли», пелена пепла и «протухли трупы и свернулась кровь». Поистине страшная картина!
15. В чем особенность повествования в стихотворении? – Лирический герой ведет беседу со своей душой, этот своеобразный диалог-монолог найти ответы на самые сложные во Какие еще образы противопоставлены в стихотворении? – «Грязь» сегодняшнего дня и «розовое облако вдали» как символ надежды на лучшее. Душа, которая «ослепла от черствых слез» и прозревает вновь, - образ, напоминающий, что уничтожить вечные ценности невозможно. Войне противопоставлена весна (как символ мира и возрождения). А трясогузка, которая «весело уселась на лафет», является полной противоположностью пушке – символу войны.
17. Какую фразу вы бы назвали ключевой, определяющей настрой героя на Победу, на мирную жизнь? – В этом стихотворении мы не найдем громких слов, торжественных призывов к победе. Но уверенность героя в том, что «давно пора» прийти к миру, освободить свою землю от захватчиков, чувствуется именно в последних строчках.
А.Блок писал: «Имеем ли мы право предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит еще службу людям будущего? Надеемся». – А.Блок говорит о том, что нельзя забывать все то трагическое, что пережила наша страна. И мы не должны забывать про горе и страдание народа, про Великую Отечественную войну, потому что в стихах, написанных в период 1941–1945 гг., передана любовь к родине и ненависть к врагам, оптимизм и вера в победу.
7. Такая поэзия не может быть забыта, поэтому наша задача – пронаблюдать, анализируя стихи тех роковых лет, как поэты вносили свой вклад в Великую Победу, каким образом они народу и будили в душах людей патриотические чувства. Мы не ставим задачу, которую нельзя было бы выполнить, поэтому, к сожалению, мы сможет прокомментировать лишь часть стихов, написанных в 1941–1945 гг. разными поэтами.
8. Охарактеризуйте ощущения и стремления людей в первые дни войны. – Небывалый патриотический подъем охватил всех людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, девушки и женщины, желавшие отправиться на фронт. Каждый доброволец осознавал, что никто не защитит родину, кроме них самих.
9. Определите настроение стихотворения Демьяна Бедного «Я верю в свой народ», написанное в 1941 г. (см. раздаточный материал). – Все стихотворение проникнуто верой в победу русских людей. Это настроение ощущается уже в названии. Именно оптимизм в дальнейшем победить врага.
10. Проанализируйте принцип построения стихотворения. – Антитеза. Почему автор применяет именно противопоставление? – Потому что наиболее тяжелые испытания вызывают у человека самые сильные эмоции: любовь и ненависть, - которые рождают противоположные образы: враг и друг.
11. Как характеризуется враг в стихотворении Бедного? – Фашист, лихой враг, фашистская змея, фашистская орава, проклятый гнойник. О чем говорит подобный синонимичный ряд? – В слове «фашист» имеется суффикс, указывающий на человека, а в словосочетании «фашистская змея» уже нет человека, а есть лишь пресмыкающееся перед фашистской идеей. «Лихие враги» - приносящие беду, злые, а на Руси лихим человеком называли разбойника, таковы по сути своей фашистские захватчик. «Орава» - это беспорядочное и шумное скопление людей, ослепленных фашизмом, но нет народа в его единстве (в отличие от русских). «Проклятый гнойник» - это болезненное место в судьбе человечества, которое надо вскрыть, и тогда всем станет легче.
12. чем беда немецкого народа? – В выборе пути, в том, что тешется «немецкою химерой», в том, что отравил мир «смертельною отравой».
13. Почему так крепка вера лирического героя в Победу? – Потому что вера эта тысячелетняя, несокрушимая, потому что для этого народа слово «родина» свято, потому что он много испытал, «был путь его тернист», при этом в русских людях есть «живучесть», «могучесть». Герой приходит к мысли, что «мы ведь не одни», «во вражеском тылу тревожные огни». А испытываешь тревогу лишь тогда, когда дело твое «неправое». Именно вера в свой выдающийся народ, в справедливость оборонительной войны позволяет осознавать, что Победа обязательно будет.
14. Чем отличается настроение и стиль стихотворения Михаила Дудина «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…» от произведения Демьяна Бедного? – У Д. Бедного стихотворение написано в возвышенном стиле и приподнятом настроении, наполненном ненавистью к врагу, а в стихотворении Дудина стиль и настроение совсем иные. Оно построено на контрасте окружающего мира и души лирического героя, уставшего от войны. Особый реализм проявляется в описании обыденных образов войны: «грязь, и бред, и вши в траншеях», «обугленные площади земли», пелена пепла и «протухли трупы и свернулась кровь». Поистине страшная картина!
15. В чем особенность повествования в стихотворении? – Лирический герой ведет беседу со своей душой, этот своеобразный диалог-монолог найти ответы на самые сложные во Какие еще образы противопоставлены в стихотворении? – «Грязь» сегодняшнего дня и «розовое облако вдали» как символ надежды на лучшее. Душа, которая «ослепла от черствых слез» и прозревает вновь, - образ, напоминающий, что уничтожить вечные ценности невозможно. Войне противопоставлена весна (как символ мира и возрождения). А трясогузка, которая «весело уселась на лафет», является полной противоположностью пушке – символу войны.
17. Какую фразу вы бы назвали ключевой, определяющей настрой героя на Победу, на мирную жизнь? – В этом стихотворении мы не найдем громких слов, торжественных призывов к победе. Но уверенность героя в том, что «давно пора» прийти к миру, освободить свою землю от захватчиков, чувствуется именно в последних строчках.
1. Какое событие взбудоражило всю школу?
А) Приехал фотограф
2. Что висело в конторе сплавного участка?
Б) Пузатый телефон
3. Где фотограф был пристроен на ночь?
В) У десятника сплавконторы
4. С фамилией какого великого русского писателя совпадает фамилия одного из жителей села?
А) Чехов
5. Как учился главный герой рассказа, от имени которого ведется повествование?
А) Он не очень хорошо учился
6. Что разболелось у мальчика после катания на санках?
А) Голова
7. Кто лечил мальчика?
В) Бабушка
8. Как зовут бабушку мальчика?
А) Катерина Петровна
9. Причина, повлиявшая на решение ребят в рассказе «Фотография, на которой меня нет», кататься на санках:
В) обида
10. Почему величественный Енисей является одним из центральных образов в произведении «Последний поклон»
Б) вся жизнь жителей проходит у берегов
11. Что решил сделать Санька, когда узнал, что его друг не сможет фотографироваться?
А) Решил тоже не идти
12. Что пообещала бабушка ребятам?
В) Отвести в город к самому лучшему фотографу
13. Что в деревне считалось своего рода произведением искусств?
А) Окно, заделанное на зиму
14. От чего в избе рябина?
А) От плесени
15. Кто принёс болеющему мальчику готовую фотографию?
В) Учитель
16. Как относились жители села к учителям?
А) С большим уважением
17. По мнению рассказчика, учителей (в рассказе «Фотография, на которой меня нет») уважают:
Б) за преданность профессии
Объяснение: