Стихотворение «Утес» написано Лермонтовым в 1841 году в свойственной ему романтичной манере. В этот период он создал много стихов на тему одиночества. Судьба поэта сложилась таким образом, что ему пришлось испытать одиночество, предательство и короткие мгновения счастья. Именно этот мотив он вложил в свое небольшое, но пронзительное произведение.
В стихотворении два лирических героя: большой старый утес и маленькая легкомысленная тучка. Она провела с ним ночь, подарив мимолетное счастье, а с рассветом умчалась прочь, навстречу новым приключениям и радостям. Тучка не привязана ни к чему, у нее нет родины, она не завязывает прочных взаимоотношений, она легка и непринужденна. Покидая старый утес, тучка даже не задумывается о том, как он будет без нее. Ей безразлично его одиночество, она не видит в этом трагедии.
Старый же утес, напротив, воспринимает ее уход, как удар. Возможно, раньше он не задумывался о своем одиночестве, принимая его как должное, но появление тучки все изменило. Она принесла в его жизнь мимолетную радость и тут же ее отняла, оставив его растерянным и покинутым. Теперь он очень остро ощущает свою ненужность и одиночество.
Вероятно, в какой-то степени утес завидует легкой тучке, которая может лететь, куда хочет, не думать о проблемах и невзгодах. Он же обречен веки вечные стоять на месте и мечтать о дальних далях. Жизнь его грустна и печальна, поэтому еще так ценен для него короткий миг общения с тучкой.
Поэт вложил в произведение свое понимание недолговечности и хрупкости человеческого счастья, особенно если оно зависит от связи с другими людьми. Ведь трудно его не только построить, но и сохранить.
Читая «Утес», невольно проникаешься сочувствием к переживаниям старого утеса. Но одновременно нет негатива по отношению к покинувшей его тучке. Такой уж она рождена – легкой и свободной.
Произведение, увидевшее свет в 1830 году, затрагивает проблему обездоленных и беззащитных. А.С.Пушкин первый в русской литературе поднял злободневный вопрос, открыв миру заботы, тревоги и чаяния маленького человека. На примере главного героя писатель дает нам представление о людях, находящихся на низшей ступени иерархической лестницы, подводя нас к тому, что каждый человек достоин сострадания.
Жизнь Самсона Вырина яркий тому пример. Работая станционным смотрителем, он вынужден переносить все превратности судьбы, унижения и оскорбления. И лишь Дуня единственная радость жизни, яркий лучик на темном небосклоне жизни. Каждый постоялец при виде ее красоты сменяет гнев на милость, одаривая прелестницу подарками. Отец души в ней не чает, гордится ею. Дочка и умна, и весела, и рукодельница. Так и жили они, поддерживая друг друга. В те счастливые времена герой думал, что так будет продолжаться долго. Но однажды, к огромному несчастью смотрителя, заезжает на постоялый двор Минский. Гусар с первого взгляда влюбился в девушку и, когда настало время уезжать, сказался больным. Через некоторое время ротмистр едет домой, захватив с собой Дуню.
Жизнь несчастного старика с тех пор разбилась вдребезги. Коллежский регистратор не смог вернуть свою заблудшую овечку и остался один в своем горе. Никто не пришел на Да и робость перед «зятем» была тому помехой. Ведь он всего лишь чиновник четырнадцатого класса. Похититель не только не возвращает дочь, но и довольно грубо выпроваживает коллежского регистратора. Интересна и непонятна позиция девушки, которая ни разу не навестила отца, не попросила прощения за столь опрометчивый поступок. Не подошла к родителю, когда бедный отец явился к ним, надеясь вернуть свою овечку домой.
От горя и безысходности старик начинает пить, теряя интерес к себе, окружающим. В конце концов умирает, не выдержав разлуки. Дуня же соизволила навестить смотрителя лишь после его смерти. Долго лежала на могиле отца. Возможно, просила прощения. Да ушедшего уже не вернуть. В отличие от притчи о блудном сыне, она никогда не сможет покаяться перед близким человеком.
Автор не просто описывает печальную историю, а призывает нас поразмыслить о судьбе «маленького человека» и стать милосерднее, человечнее к тем, кто ниже нас по социальному положению, кто не в силах постоять за себя.
Стихотворение «Утес» написано Лермонтовым в 1841 году в свойственной ему романтичной манере. В этот период он создал много стихов на тему одиночества. Судьба поэта сложилась таким образом, что ему пришлось испытать одиночество, предательство и короткие мгновения счастья. Именно этот мотив он вложил в свое небольшое, но пронзительное произведение.
В стихотворении два лирических героя: большой старый утес и маленькая легкомысленная тучка. Она провела с ним ночь, подарив мимолетное счастье, а с рассветом умчалась прочь, навстречу новым приключениям и радостям. Тучка не привязана ни к чему, у нее нет родины, она не завязывает прочных взаимоотношений, она легка и непринужденна. Покидая старый утес, тучка даже не задумывается о том, как он будет без нее. Ей безразлично его одиночество, она не видит в этом трагедии.
Старый же утес, напротив, воспринимает ее уход, как удар. Возможно, раньше он не задумывался о своем одиночестве, принимая его как должное, но появление тучки все изменило. Она принесла в его жизнь мимолетную радость и тут же ее отняла, оставив его растерянным и покинутым. Теперь он очень остро ощущает свою ненужность и одиночество.
Вероятно, в какой-то степени утес завидует легкой тучке, которая может лететь, куда хочет, не думать о проблемах и невзгодах. Он же обречен веки вечные стоять на месте и мечтать о дальних далях. Жизнь его грустна и печальна, поэтому еще так ценен для него короткий миг общения с тучкой.
Поэт вложил в произведение свое понимание недолговечности и хрупкости человеческого счастья, особенно если оно зависит от связи с другими людьми. Ведь трудно его не только построить, но и сохранить.
Читая «Утес», невольно проникаешься сочувствием к переживаниям старого утеса. Но одновременно нет негатива по отношению к покинувшей его тучке. Такой уж она рождена – легкой и свободной.
Произведение, увидевшее свет в 1830 году, затрагивает проблему обездоленных и беззащитных. А.С.Пушкин первый в русской литературе поднял злободневный вопрос, открыв миру заботы, тревоги и чаяния маленького человека. На примере главного героя писатель дает нам представление о людях, находящихся на низшей ступени иерархической лестницы, подводя нас к тому, что каждый человек достоин сострадания.
Жизнь Самсона Вырина яркий тому пример. Работая станционным смотрителем, он вынужден переносить все превратности судьбы, унижения и оскорбления. И лишь Дуня единственная радость жизни, яркий лучик на темном небосклоне жизни. Каждый постоялец при виде ее красоты сменяет гнев на милость, одаривая прелестницу подарками. Отец души в ней не чает, гордится ею. Дочка и умна, и весела, и рукодельница. Так и жили они, поддерживая друг друга. В те счастливые времена герой думал, что так будет продолжаться долго. Но однажды, к огромному несчастью смотрителя, заезжает на постоялый двор Минский. Гусар с первого взгляда влюбился в девушку и, когда настало время уезжать, сказался больным. Через некоторое время ротмистр едет домой, захватив с собой Дуню.
Жизнь несчастного старика с тех пор разбилась вдребезги. Коллежский регистратор не смог вернуть свою заблудшую овечку и остался один в своем горе. Никто не пришел на Да и робость перед «зятем» была тому помехой. Ведь он всего лишь чиновник четырнадцатого класса. Похититель не только не возвращает дочь, но и довольно грубо выпроваживает коллежского регистратора. Интересна и непонятна позиция девушки, которая ни разу не навестила отца, не попросила прощения за столь опрометчивый поступок. Не подошла к родителю, когда бедный отец явился к ним, надеясь вернуть свою овечку домой.
От горя и безысходности старик начинает пить, теряя интерес к себе, окружающим. В конце концов умирает, не выдержав разлуки. Дуня же соизволила навестить смотрителя лишь после его смерти. Долго лежала на могиле отца. Возможно, просила прощения. Да ушедшего уже не вернуть. В отличие от притчи о блудном сыне, она никогда не сможет покаяться перед близким человеком.
Автор не просто описывает печальную историю, а призывает нас поразмыслить о судьбе «маленького человека» и стать милосерднее, человечнее к тем, кто ниже нас по социальному положению, кто не в силах постоять за себя.