очень гоголь(шинель)
1.Композиция повести.
● В чём состоят особенности композиции повести Н.В.Гоголя «Шинель»?
● Отметьте в тексте эпизоды-описания.
Какова их роль в произведении?
● Много ли в повести диалогов?
● С какой целью автор вводит их в повествование?
● 2.Язык повести.
● Прочитайте диалог Башмачкина и Петровича. Как через речь главного героя, через определения – «ремарки» передаётся его состояние?
● Многое ли удаётся Башмачкину сказать «значительному лицу»? Какой «эффект» производит речь значительного лица на Акакия Акакиевича?
● Почему перед диалогом автор вводит предысторию «значительного лица»?
● Найдите в речи повествователя различные словесной игры: примеры нарочитого косноязычия, каламбуры, сочетания с возвышенной патетической декламацией. С какой целью они используются?
И повернувшись вдруг ко мне,
Бывает, спрашивают сразу:
- А это о какой войне?
О той войне – ужасной самой,
О бесконечной той войне
Где смерть ходила вслед за славой,
Где год за десять был вполне!
О той - отечественной, страшной,
Где жизнь была ценой в пустяк…
Мужчины погибали наши,
А иногда - запросто так.
Потом, конечно, были войны,
Но всех их не сравнишь с одной,
Так будем памяти достойны,
Оплаченной такой ценой!
И, если говорят «Победа!»,
То никогда не забывай,
Про ту войну, про кровь, про деда…
Про самый долгожданный май!
вспомнились мальчику в самую страшную минуту,
когда он был в отчаянии, они придали ему сил.
Васютка, оказавшись один на один с природой,
начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает
с ней, ищет поддержки, замечает малейшие
изменения, чувствует ее состояние.
Через природу он пытается подать весточку
родным, очищается и даже исповедуется.
Васютка за 5 неполных дней повзрослел,
научился ценить то, что раньше считал обыденным,
незначительным для себя.
Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро
питают реки и речушки, сама мать Тайга и
батюшка Енисей, так и Васютку опыт взрослых
людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим
родителям, к природе.
Васютка родился и вырос в таёжном краю.
И к тринадцати годам он уже многое знал и умел.
В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам,
которые сам знал и благодаря тем советам, которые
ему когда-то давали взрослые.
Его природная память, смекалка,
находчивость, знание леса, примет, приобретённые
навыки и умения разжечь костёр даже в дождь,
приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный
припас" - патроны.
А главное - желание выжить во что бы то ни стало.
Мальчику пришлось бороться со своим страхом,
с голодом, с усталостью.
Он предусмотрительно вешал мешок с остатками
еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь
сразу, не метался по тайге, а заставлял себя
соображать, в каком направлении лучше двигаться.
Васютка выбрал правильное направление на север,
догадался, что озеро проточное, раз в нём водится
речная рыба, что речка от озера обязательно выведет
к Енисею.
Вдумчиво, не суетясь шел Васютка к своему
и удача от него не отвернулась.