“Царевна-лягушка” – русская народная сказка, по жанру – волшебная чудесная (повествующая о чуде) сказка. В основе ее сюжета лежит рассказ о поиске и освобождении от плена и колдовства невесты. Также эта сказка поучительно-моральная, где в форме увлекательного повествования до читателя доносятся моральные основы человеческого бытия.Время действия сказки – неопределенно В старые годы у одного царя было три сына”).Место действия: 1) реальный мир, где происходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета (герой сказки сжигает лягушиную кожу). 2) мир фантастический, “потусторонний” – “тридевятое царство”, куда отправляется герой сказки в поисках возлюбленной, отнятой в наказание за нарушение запрета.Герои русской народной сказки “Царевна-лягушка“:Заглавная героиня сказки – царевна-лягушка, в которую превращена разгневанным отцом царевна Василиса Премудрая. Благодаря мамки, няньки), собственным чудесным умениям (волшебным образом создала на царском пиру озеро с лебедями) и сказочной красоте с честью выдерживает царские испытания для невесток. Заточена Кощеем в наказание за нарушение запрета Иваном-царевичем.Основная мысль, связанная с образом царевны-лягушки: не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.Главный герой народной сказки “Царевна-лягушка” – младший сын царяИван-царевич, не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолевКощея Бессмертного.С образом Ивана-царевича связаны следующие идеи:1) Никакие проступки не остаются безнаказанными (нарушил запрет – лишился возлюбленной).2) Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (золотое правило нравственности). Только благодаря своим нравственным качествам Иван-царевич заручился поддержкой чудесных За свое счастье нужно бороться, ничто не достается легко, торжества добра и справедливости можно добиться только пройдя через различные испытания. Только тогда, когда человек станет достойным счастья, добро победит.Герой-отправитель – царь, отправляющий сыновей на поиск невест, подвергающий испытаниям своих невесток.Герои-антагонисты: старшие братья Ивана-царевича, более удачливые в выборе невест, принесших женихам богатое приданое, противопоставлены главному герою. Главной героине противопоставлены жены старших царевичей, прямо соперничающие с царевной лягушкой за доброе к ним расположение царя.Герои мамки-няньки Василисе Премудрой справиться с царскими испытаниями; чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука даритель (старый старичок, подаривший Ивану-царевичу путеводный клубок); Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и одолеть Кощея.Герой-вредитель – Кощей Бессмертный, в сказке “Царевна-лягушка”, как и в других русских народных сказках, предстаёт похитителем женщин, превращающим их в рабынь. Кощей распоряжаться судьбами и жизнями людей. Сам же он бессмертен. Его смерть “на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет”.Однако, как бы ни была невозможна смерть Кощея, главный герой сказки все же добивается его уничтожения. Таким образом в народной сказке “Царевна-лягушка” проводится идея торжества добра и справедливости.Композиционно сказка “Царевна-лягушка” построена согласно традиции русских народных волшебных сказок. Здесь присутствуют типичный сказочный зачин и концовка, присказки, троекратные повторы, постепенное усиление напряженности событий (после заточения Василисы в царстве Кощея действие становится более динамичным), особое временно-пространственное построение мира чудесной волшебной сказки.В языковом отношении русская народная сказка “Царевна-лягушка” является примером высокого мастерства народных сказителей: она очень поэтична. Благодаря своим высоким художественным достоинствам “Царевна-лягушка” стала излюбленным хрестоматийным текстом.“Царевна-лягушка”, как и другие волшебные сказки, вызывает особый интерес у детей.В равной степени дети ценят и развитие действия, связанное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеальные герои, и счастливый конец.В сказке “Царевна-лягушка” скрыт обширный материал для развития творческих ребенка, усиления его познавательной активности, для самораскрытия, саморазвития личности. Благодаря всему изложенному, русская народная сказка “Царевна-лягушка” занимает достойное место среди сказок для детей.
НЕ МЕСТО КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК МЕСТО. Вот какие люди служат в здешней полиции! Николай Петрович Аксенов также был здесь несколько лет, еще при Эртеле, частным приставом; а какой человек, что за душа и обращение и как вообще уважаем всеми, несмотря на недостаточное состояние! Правду говорят, что не место красит человека, а человек место. Жихарев, Записки современника. Одни уж красные лампасы и красная подкладка пальто казались таким достижением по службе, что, получая во время войны сведения о производстве в генералы всех моих товарищей по академии, приходилось поневоле чувствовать себя обойденным.— Не место красит человека, а человек место,— утешал я себя, да и чин полковника казался мне почему-то всегда особенно симпатичным. Игнатьев, Пятьдесят лет в строю. Любят [монахи] свой монастырь. Насильно их не сгонишь с той земли.. Вот уж истинно: не место красит человека, а человек место! Всему украшение — человек. К остыл ев, Иван Грозный. У князя появилась новая черта: осмеяв всех и все, он начал посмеиваться над самим собой.— Вот чудеса,— хихикая, говорил он Семякину,— командуем мы орлами, а я живу в Куриной балке! Почему? — Не место красит человека, а человек место, ваша светлость. С. Григорьев, Малахов курган.— Чем-то меня она, матушка, дворянская царица? Так мечтал Середович.. Оглядев его, как коня, дворецкий крикнул парнишке-писцу: — Отметить этого дядьку истопником на «Днепре». Середович хотел было, обидевшись, отказаться, но узнал, что на < Днепре? плывет сама императрица и печи топить надо будет именно ей. Середович.. сказал дворецкому: — Не место красит человека, а человек красит место! Форш, Радищев. Что это значит — нет биографии? Это все старомодная интеллигентщина, дорогой мой. Не биография делает человека, а человек — биографию. С биографией родятся только наследные принцы. Кассиль, Вратарь республики. — Лат. Non locus ornat hominem, sed homo lokum. — Снегирев: Не место человека просвещает, а человек место; Даль: Не место человека красит, а человек место; Михельсон: Не место человека красит, но человек место; Соболев: Не место человека красит, а человек место.
“Царевна-лягушка” – русская народная сказка, по жанру – волшебная чудесная (повествующая о чуде) сказка. В основе ее сюжета лежит рассказ о поиске и освобождении от плена и колдовства невесты. Также эта сказка поучительно-моральная, где в форме увлекательного повествования до читателя доносятся моральные основы человеческого бытия.Время действия сказки – неопределенно В старые годы у одного царя было три сына”).Место действия: 1) реальный мир, где происходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета (герой сказки сжигает лягушиную кожу). 2) мир фантастический, “потусторонний” – “тридевятое царство”, куда отправляется герой сказки в поисках возлюбленной, отнятой в наказание за нарушение запрета.Герои русской народной сказки “Царевна-лягушка“:Заглавная героиня сказки – царевна-лягушка, в которую превращена разгневанным отцом царевна Василиса Премудрая. Благодаря мамки, няньки), собственным чудесным умениям (волшебным образом создала на царском пиру озеро с лебедями) и сказочной красоте с честью выдерживает царские испытания для невесток. Заточена Кощеем в наказание за нарушение запрета Иваном-царевичем.Основная мысль, связанная с образом царевны-лягушки: не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.Главный герой народной сказки “Царевна-лягушка” – младший сын царяИван-царевич, не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолевКощея Бессмертного.С образом Ивана-царевича связаны следующие идеи:1) Никакие проступки не остаются безнаказанными (нарушил запрет – лишился возлюбленной).2) Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (золотое правило нравственности). Только благодаря своим нравственным качествам Иван-царевич заручился поддержкой чудесных За свое счастье нужно бороться, ничто не достается легко, торжества добра и справедливости можно добиться только пройдя через различные испытания. Только тогда, когда человек станет достойным счастья, добро победит.Герой-отправитель – царь, отправляющий сыновей на поиск невест, подвергающий испытаниям своих невесток.Герои-антагонисты: старшие братья Ивана-царевича, более удачливые в выборе невест, принесших женихам богатое приданое, противопоставлены главному герою. Главной героине противопоставлены жены старших царевичей, прямо соперничающие с царевной лягушкой за доброе к ним расположение царя.Герои мамки-няньки Василисе Премудрой справиться с царскими испытаниями; чудесные говорящие звери (медведь, заяц и щука даритель (старый старичок, подаривший Ивану-царевичу путеводный клубок); Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и одолеть Кощея.Герой-вредитель – Кощей Бессмертный, в сказке “Царевна-лягушка”, как и в других русских народных сказках, предстаёт похитителем женщин, превращающим их в рабынь. Кощей распоряжаться судьбами и жизнями людей. Сам же он бессмертен. Его смерть “на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет”.Однако, как бы ни была невозможна смерть Кощея, главный герой сказки все же добивается его уничтожения. Таким образом в народной сказке “Царевна-лягушка” проводится идея торжества добра и справедливости.Композиционно сказка “Царевна-лягушка” построена согласно традиции русских народных волшебных сказок. Здесь присутствуют типичный сказочный зачин и концовка, присказки, троекратные повторы, постепенное усиление напряженности событий (после заточения Василисы в царстве Кощея действие становится более динамичным), особое временно-пространственное построение мира чудесной волшебной сказки.В языковом отношении русская народная сказка “Царевна-лягушка” является примером высокого мастерства народных сказителей: она очень поэтична. Благодаря своим высоким художественным достоинствам “Царевна-лягушка” стала излюбленным хрестоматийным текстом.“Царевна-лягушка”, как и другие волшебные сказки, вызывает особый интерес у детей.В равной степени дети ценят и развитие действия, связанное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеальные герои, и счастливый конец.В сказке “Царевна-лягушка” скрыт обширный материал для развития творческих ребенка, усиления его познавательной активности, для самораскрытия, саморазвития личности. Благодаря всему изложенному, русская народная сказка “Царевна-лягушка” занимает достойное место среди сказок для детей.
Что это значит — нет биографии? Это все старомодная интеллигентщина, дорогой мой. Не биография делает человека, а человек — биографию. С биографией родятся только наследные принцы. Кассиль, Вратарь республики.
— Лат. Non locus ornat hominem, sed homo lokum.
— Снегирев: Не место человека просвещает, а человек место; Даль: Не место человека красит, а человек место; Михельсон: Не место человека красит, но человек место; Соболев: Не место человека красит, а человек место.