Какие сложные и неоднозначные чувства вызвал во мне рассказ п. мериме «матео фальконе» ! следуя суровому кодексу чести корсики, главный герой произведения ли шил жизни своего десятилетнего сына, совершившего своеобразное предательство. матео фальконе красив: у него черные как смоль курчавые волосы, огромный нос, тонкие губы, лицо цвета дубленой кожи и большие живые глаза. этот человек прославился своей меткостью и сильным несгибаемым характером. его имя было знаменито на корсике, и матео фальконе считался «таким же хорошим другом, как и опасным врагом» . сыну матео фальконе, фортунато, всего десять лет, но он смышленый, умный и внимательный мальчик, «надежда семьи и наследник имени» . он еще мал, но на него уже можно оставить дом. однажды, когда родителей не было дома, фортунато лицом к лицу встретился с беглецом, которого преследовали вольтижеры. беглец был ранен и решился обратиться к доброму имени фальконе в надежде, что здесь ему гут переждать опасность. за плату фортунато спрятал этого человека в стогу сена. спокойно, хладнокровно и насмешливо встречает фортунато преследующих нарушителя стрелков во главе с грозным сержантом гамбой — дальним родственником фальконе. уверенный в том, что славное имя защитит его, мальчик долго пытается убедить солдат, что никого не видел. однако многие факты сержанту, что беглец скрывается неподалеку, где-то здесь, и он соблазняет маленького фортунато часами. мальчик, не выдержав искушения, выдает убежище спрятанного им беглеца. родители фортунато — гордый матео с женой — появляются тогда, когда беглец уже связан и обезоружен. когда сержант объясняет матео, что в поимке «крупной птицы» им маленький фортунато, матео понимает, что сын совершил предательство. его славное имя и репутация опозорены; презрения полны слова пленника, брошенные через плечо: «дом предателя! » матео понимает, что скоро все вокруг будут знать об этом событии, к тому же сержант обещает упомянуть имя фальконе в рапорте. жгучий стыд и негодование охватывают сердце матео при взгляде на сына. фортунато уже понял свою ошибку, однако отец непреклонен. не слушая объяснений и не принимая извинений, матео с заряженным ружьем ведет своего насмерть перепуганного сына в маки — густые заросли кустарника. развязка новеллы жестока и неожиданна, хотя ее и можно было предвидеть. матео фальконе, подождав, пока мальчик прочитает все известные ему молитвы, убивает его. материал с сайта суровые законы научили матео, что расплата за предательство может быть только одна — смерть, даже если это лишь проступок ребенка. совершая преступление в глазах отца, мальчик был лишен права на исправление ошибки. и все дело не в том, что матео фальконе злой или плохой отец, а в том, что наши понятия о любви и ненависти, чести и бесчестии, справедливости и преступлении слишком различны. я не одобряю поступка фортунато, однако бесповоротность и бескомпромиссность действий его отца меня пугают. в новелле п. мериме нет однозначно положительных или однозначно отрицательных героев. автор говорит нам о том, что жизнь сложна и многоцветна, учит нас видению не только результатов, но и причин совершаемых поступков.
Война… сколько боли, горечи, одиночества и смерти несет в себе это слово! я думаю, война — ровесница человечеству и во все времена и эпохи люди чувствовали холодное дыхание войны у себя за спиной. это злостная всепожирающая и разрушающая сила приносит с собой немало горя, страданий и душевной пустоты. однако, не стоит думать, что человек является жертвой войны. это совсем не так. жертва занимается самобичеванием, поскольку любая война — дело рук самого человека. не выявляет ли это животное начало в людях? своеобразный «естественный отбор», в результате которого выживает сильнейший, будь он с дубиной, со стрелами, с мечем, с порохом, с ружьем… человеческая цивилизация совершенствуется с каждым годом и с каждым годом совершенствуются средства эффективной войны. подсозначтельно люди настолько проникнуты этой «воинственностью», что часто в обычной, бытовой ситуации употребляют военную терминологию: «на речных рубежах», «на границе нашей области», «собираться, как на войну…" иногда задаешься вопросом: неужели человек рождается для войны? мне не хочется в это верить. зачем рождаться дл разрушения? человек приходит на этот свет, чтобы познать мир в любви, гармонии, созидании. люди в любви и для любви, а война противна человеческому разуму, как созданию разумному и внутренне сильному и красивому. но тут нельзя не сказать о том, что война многолика: для одних она — путь к славе, для других — борьба за свободу и всеобщее благополучие, для третьих — дело принципа… война — это событие, которое надо не только пережить, но и осмыслить. она не только разрушает, но часто ведет к народа, к эмоциональному, культурному, нравственному, этическому всплеску. она объединяет людей в едином порыве против общего врага. не стоят «особняком» от этой борьбы и писатели, поэты, художники, композиторы… они всегда утверждали, что война противоречит «человеческому» в человеке, поскольку призывает браться за оружие мужчин, стариков, подростков, женщин. сложно представить женщину, хранительницу очага и мать, на войне. женщина на войне — это бесчеловечно. именно это мнение прослеживается в повести б. васильева «а зори здесь тихие». произведение поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. героини повести — пять девушек, которые вызываются задержать диверсантов. да, враг задержан, но ни одна из женщин не остается в живых. эта маленькая победа досталась ценой пяти юных жизней. повесть становится гимном женственности и обаяния молодых героинь. автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках. вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть «а зори здесь тихие…» невозможно читать без слез. сильно и образно показаны ужасы войны в романе л. н. толстого «война и мир». народ в изображении льва николаевича — решающая сила . в романе это подчеркивается описанием войны как войны народной, а победа над наполеоном рассматривается как результат патриотических усилий народных масс, не потерпевших иноземного насилия. во время битвы на бородинском поле каждый понимал, что борется за свою землю. вот почему, не дожидаясь приказа командиров, солдаты перед сражением надевали чистое платье, торжественно и сурово готовились к исполнению своего долга — умереть, но не допустить врага к стенам древней столицы. они понимали, что на них легла ответственность за судьбу родины. уловив это настроение солдат, андрей болконский приходит к выводу, что бородинское сражение будет выиграно из-за чувства патриотизма, которое есть в нем самом, и в каждом человеке. в «севастопольских рассказах» толстой показал войну «не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении — в крови, в страдании, в смерти…». под его гениальным пером воскресает героическая оборона севастополя. взяты только три момента, выхвачены только три картины из отчаянной, неравной борьбы, почти целый год не утихавшей и не умолкавшей под севастополем. это не только великое художественное произведение, но и правдивый документ. и, спустя десятилетия, россию ждало новое потрясение — великая отечественная война, которая снова заставила писателей и поэтов обратиться к вопросу «что такое война? ». в повести кондратьева «сашка» глазами главного героя мы наблюдаем жизнь людей и на фронте, и в тылу, и в больницах, и в деревнях. но прежде всего сашка, да и все солдаты, — обычные люди с человеческими мыслями и поступками. когда главный герой поймал немца, то его посетили мысли о будущей награде, он с чувством гордости прошел с «фрицем» мимо товарищей, что бы те подивились его храбрости. и, в то же время, сашка всегда готов прийти на ближнему. в годы великой отечественной войны было хорошо известно имя поэта константина симонова. его стихотворения «жди меня», «ты помнишь, алеша, дороги смоленщины» и другие призывали к мужеству и стойкости, внушали веру в неизбежность победы над фашистами.