Николай Некрасов по праву считается знатоком крестьянской души, поэтому многие его произведения посвящены представителям низших сословий, которые во времена крепостного права приравнивались к домашнему скоту. В те далекие времена крепостных считали по душам, и чем больше их было в имении, тем богаче слыл его владелец. Однако даже на Руси бывали исключения, когда крестьянская девушка становилась любимицей в барском доме и даже выходила замуж за дворянина. Впрочем, Николай Некрасов никогда не питал иллюзий по поводу подобных мезальянсов, считая, что они обречены. И в этом отношении его гораздо больше волновала судьба крестьян, которые по прихоти господ сначала становились им равными, а впоследствии возвращались к нелегкой крепостной жизни. Именно такому случаю посвящено стихотворение «В дороге», написанное поэтом в 1845 году.
Николай Некрасов нередко прибегал в своих поэтических произведениях к форме диалога, считая, что стихи от этого только выигрывают, становясь живее и понятнее читателю. «В дороге» не является исключением. Это произведение начинается с того, что барин, с которым отождествляет себя поэт, просит ямщика развеселить его во время очередного дальнего путешествия песней либо интересным рассказом. На что ямщик отвечает: «Самому мне невесело, барин». Причина его печали кроется в красавице-жене, которой выпала нелегкая доля. С детства она росла в панском доме вместе с дочкой хозяина, обучаясь различным наукам и хорошим манерам, «ела вдоволь и меду и каши», а также знала толк в рукоделии и изысканных нарядах. Однако барская дочь вскоре выросла и вышла замуж, уехав в Петербург, а ее отец неожиданно скончался.
Когда в права имением вступил зять хозяина, то он первым делом «перебрал по ревизии души», то есть, пересчитал всех крепостных, определив им новый оброк. Кроме этого, молодой владелец усадьбы не поладил с Грушей, которая вела себя как светская барышня, но при этом по-прежнему оставалась крепостной крестьянкой. Ей приказано было возвращаться в деревню, о которой девушка имела весьма смутное представление. Ведь до этого она никогда не работала в поле и не ходила за домашними животными, не умела готовить и считала, что убирать в доме должна специально нанятая прислуга.
На этом беды Груши не закончились, так как новый барин вскоре решил выдать ее замуж за крепостного мужика, которым и оказался ямщик. По его словам, жить с женой, которая с самого детства была приучена к роскоши, оказалось очень сложно, так как хозяйка из нее получилась, по крестьянским меркам, никудышная. Хотя герой стихотворения и отмечает, что «грех сказать, чтоб ленива была», но при этом у молодой хозяйки совсем «дело в руках не спорится».
Однако гораздо сильнее ямщика беспокоит не это, а весьма странное поведение супруги, которая «украдкой ревет как шальная», читает книжки и учит грамоте маленького сына, а также воспитывает его «словно барченка», заставляя мыться, ходить в чистой одежде и расчесываться. При этом ямщик понимает, что его жена тоскует по сытой и счастливой жизни, поэтому стала «как щепка худа и бледна», и вот-вот ляжет в могилу.
Финальная часть стихотворения состоит из одной короткой фразы, в которую автор вложил всю свою агрессию вперемешку с сарказмом, отметив, что ямщик «разогнал неотвязную скуку». Однако ей на смену пришло осознание той безысходности, в которой вынуждены жить крепостные крестьяне, и чувство горечи за неизвестную ему Грушу, которой испытание роскошью оказалось не под силу. Она стала очередной игрушкой в чьих-то руках, которую выбросили за ненадобностью, даже не подумав о том, что происходит в этот момент в ее душе.
Пусть смерть мне суждена - Мне нечего жалеть!.. Я еду! еду! я должна Близ мужа умереть. Некрасов. Русские женщины.
Все творчество Н.А. Некрасова посвящено одной теме – теме России, теме русского народа. Сам поэт так говорил об этом: Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен. Много своих произведений Некрасов посвятил русской женщине. Поэт всегда восхищался ее красотой, мужеством, нравственной чистотой, силой характера, преданностью. В поэме «Русские женщины», а также в стихотворениях «Еду ли ночью по улице темной…» и «В больнице» Некрасов воспевает «подвиг любви бескорыстной», свойственный его соотечественницам. В «Русских женщинах» автор описывает судьбы двух жен декабристов, княгини Трубецкой и княгини Волконской. Они последовали за своими мужьями в Сибирь. Что это значит? Эти женщины не только променяли жизнь в высшем свете, светские развлечения, роскошь на существование, полное лишений. Некрасов описывает суровый климат Сибири, тяжелейшие условия, в которых придется жить не только декабристам, но и их женам: перегоны по этапам, отсутствие элементарных удобств. Но и это еще – не самое страшное. Княгиня Трубецкая отказывается от всех своих денег, от своего имени, от всех привилегий. Но это не страшит героиню. Она говорит генералу, который пытается ее уговорить вернуться в Петербург: Ужасно будет, знаю я, Жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя Не радостней его! Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» рисует судьбу несчастной женщины, чья жизнь – одна большая мука. Она ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил». Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, - это только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг – она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок тоже можно назвать подвигом. Женщина не себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей. «В больнице» рисует нам еще одну женскую судьбу. В череде героев, о которых повествует рассказчик, есть сиделка, которая узнала в одном больном старике своего бывшего возлюбленного. Этот человек умирал, и невозможно было его. Но любящая женщина была с ним до конца: А всепрощающий голос любви, Полный мольбы бесконечной, Тихо над ним раздавался: «Живи, Милый, желанный, сердечный!» Сиделка продала все свои вещи, отдала все деньги, чтобы достойно похоронить любимого. Несмотря на то, что любовь дала этой женщине только стыд и разлуку, она продолжала любить и оставалась преданной своему любимому до конца. В этих произведениях Некрасов воспевает русскую женщину, ради любви готовую на все. Она может отказаться от своего многотысячного состояния, от своего доброго имени, от своей чести, от своей души, наконец. Жертвенность, преданность и мужество – вот черты характера, которые всегда восхищали Некрасова в русских женщинах.
Николай Некрасов по праву считается знатоком крестьянской души, поэтому многие его произведения посвящены представителям низших сословий, которые во времена крепостного права приравнивались к домашнему скоту. В те далекие времена крепостных считали по душам, и чем больше их было в имении, тем богаче слыл его владелец. Однако даже на Руси бывали исключения, когда крестьянская девушка становилась любимицей в барском доме и даже выходила замуж за дворянина.
Впрочем, Николай Некрасов никогда не питал иллюзий по поводу подобных мезальянсов, считая, что они обречены. И в этом отношении его гораздо больше волновала судьба крестьян, которые по прихоти господ сначала становились им равными, а впоследствии возвращались к нелегкой крепостной жизни. Именно такому случаю посвящено стихотворение «В дороге», написанное поэтом в 1845 году.
Николай Некрасов нередко прибегал в своих поэтических произведениях к форме диалога, считая, что стихи от этого только выигрывают, становясь живее и понятнее читателю. «В дороге» не является исключением. Это произведение начинается с того, что барин, с которым отождествляет себя поэт, просит ямщика развеселить его во время очередного дальнего путешествия песней либо интересным рассказом. На что ямщик отвечает: «Самому мне невесело, барин». Причина его печали кроется в красавице-жене, которой выпала нелегкая доля. С детства она росла в панском доме вместе с дочкой хозяина, обучаясь различным наукам и хорошим манерам, «ела вдоволь и меду и каши», а также знала толк в рукоделии и изысканных нарядах. Однако барская дочь вскоре выросла и вышла замуж, уехав в Петербург, а ее отец неожиданно скончался.
Когда в права имением вступил зять хозяина, то он первым делом «перебрал по ревизии души», то есть, пересчитал всех крепостных, определив им новый оброк. Кроме этого, молодой владелец усадьбы не поладил с Грушей, которая вела себя как светская барышня, но при этом по-прежнему оставалась крепостной крестьянкой. Ей приказано было возвращаться в деревню, о которой девушка имела весьма смутное представление. Ведь до этого она никогда не работала в поле и не ходила за домашними животными, не умела готовить и считала, что убирать в доме должна специально нанятая прислуга.
На этом беды Груши не закончились, так как новый барин вскоре решил выдать ее замуж за крепостного мужика, которым и оказался ямщик. По его словам, жить с женой, которая с самого детства была приучена к роскоши, оказалось очень сложно, так как хозяйка из нее получилась, по крестьянским меркам, никудышная. Хотя герой стихотворения и отмечает, что «грех сказать, чтоб ленива была», но при этом у молодой хозяйки совсем «дело в руках не спорится».
Однако гораздо сильнее ямщика беспокоит не это, а весьма странное поведение супруги, которая «украдкой ревет как шальная», читает книжки и учит грамоте маленького сына, а также воспитывает его «словно барченка», заставляя мыться, ходить в чистой одежде и расчесываться. При этом ямщик понимает, что его жена тоскует по сытой и счастливой жизни, поэтому стала «как щепка худа и бледна», и вот-вот ляжет в могилу.
Финальная часть стихотворения состоит из одной короткой фразы, в которую автор вложил всю свою агрессию вперемешку с сарказмом, отметив, что ямщик «разогнал неотвязную скуку». Однако ей на смену пришло осознание той безысходности, в которой вынуждены жить крепостные крестьяне, и чувство горечи за неизвестную ему Грушу, которой испытание роскошью оказалось не под силу. Она стала очередной игрушкой в чьих-то руках, которую выбросили за ненадобностью, даже не подумав о том, что происходит в этот момент в ее душе.
Мне нечего жалеть!..
Я еду! еду! я должна
Близ мужа умереть.
Некрасов. Русские женщины.
Все творчество Н.А. Некрасова посвящено одной теме – теме России, теме русского народа. Сам поэт так говорил об этом:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Много своих произведений Некрасов посвятил русской женщине. Поэт всегда восхищался ее красотой, мужеством, нравственной чистотой, силой характера, преданностью. В поэме «Русские женщины», а также в стихотворениях «Еду ли ночью по улице темной…» и «В больнице» Некрасов воспевает «подвиг любви бескорыстной», свойственный его соотечественницам.
В «Русских женщинах» автор описывает судьбы двух жен декабристов, княгини Трубецкой и княгини Волконской. Они последовали за своими мужьями в Сибирь. Что это значит? Эти женщины не только променяли жизнь в высшем свете, светские развлечения, роскошь на существование, полное лишений. Некрасов описывает суровый климат Сибири, тяжелейшие условия, в которых придется жить не только декабристам, но и их женам: перегоны по этапам, отсутствие элементарных удобств. Но и это еще – не самое страшное. Княгиня Трубецкая отказывается от всех своих денег, от своего имени, от всех привилегий. Но это не страшит героиню. Она говорит генералу, который пытается ее уговорить вернуться в Петербург:
Ужасно будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» рисует судьбу несчастной женщины, чья жизнь – одна большая мука. Она ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».
Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде. Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, - это только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг – она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок тоже можно назвать подвигом. Женщина не себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.
«В больнице» рисует нам еще одну женскую судьбу. В череде героев, о которых повествует рассказчик, есть сиделка, которая узнала в одном больном старике своего бывшего возлюбленного. Этот человек умирал, и невозможно было его. Но любящая женщина была с ним до конца:
А всепрощающий голос любви,
Полный мольбы бесконечной,
Тихо над ним раздавался: «Живи,
Милый, желанный, сердечный!»
Сиделка продала все свои вещи, отдала все деньги, чтобы достойно похоронить любимого. Несмотря на то, что любовь дала этой женщине только стыд и разлуку, она продолжала любить и оставалась преданной своему любимому до конца.
В этих произведениях Некрасов воспевает русскую женщину, ради любви готовую на все. Она может отказаться от своего многотысячного состояния, от своего доброго имени, от своей чести, от своей души, наконец. Жертвенность, преданность и мужество – вот черты характера, которые всегда восхищали Некрасова в русских женщинах.