ОЧЕНЬ !!Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Сделайте письменный анализ эпизода, опираясь на вопросы.1. Какие черты характера Татьяны раскрываются в данном эпизоде?2. Что хочет сказать автор, описывая ее внешность и поведение?3. Каково, по вашему мнению, отношение автора к Герасиму и Татьяне?4. Какую роль играет этот эпизод в рассказе? Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки
(впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье),
была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с
родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой
приметой — предвещанием несчастной жизни... Татьяна не могла
похвалиться своей участью. С ранней молодости ее держали в черном теле;
работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее
плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно что
не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в
деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, —
вот и всё. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро
соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать,
запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других
боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить,
никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та
ее почти в глаза не знала. Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не
обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не
встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать
мимо него, спеша из дома в прачечную. Герасим сперва не обращал на нее
особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась,
потом и заглядываться на нее начал, наконец и вовсе глаз с нее не спускал,
Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений
— бог его знает! Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно
поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту...
кто-то вдруг сильно схватил ее за локоть; она обернулась и так и вскрикнула:
за ней стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей
пряничного петушка, с сусальным золотом на хвосте и крыльях. Она было
хотела отказаться, но он насильно впихнул его ей прямо в руку, покачал
головой, пошел прочь и, обернувшись, еще раз промычал ей что-то очень
дружелюбное. С того дня он уж ей не давал покоя: куда, бывало, она ни
пойдет, он уж тут как тут, идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает
руками, ленту вдруг вытащит из-за пазухи и всучит ей, метлой перед ней
пыль расчистит. Бедная девка просто не знала, как ей быть и что делать.
Он создавал их зыбкий, фантастический и не всякому понятный мир. Истоки этого – в образовании живописца. Он увлекался музыкой, театром и оперой. После знакомства с Надеждой Забелой он открыл для себя мир театральных декораций и эскизов сценических костюмов для жены. Они поражали публику и критиков настолько, что они ожидали не столько премьеры спектакля, сколько приходили воочию увидеть костюмы оперной певицы.
Супруга стала музой для портретов, а Врубель был влюблен в ее голос, в создаваемый женщиной образ, в то, что так услужливо подсказывало воображение. В 1900 году композитор Н. Римский-Корсаков презентовал московской публике оперу «Царевна-Лебедь». Врубель трудился над эскизами костюмов для актеров, а Надежда Забела исполнила партию Царевны. Сам художник, как известо, боготворил жену и жил для нее, посещал все репетиции, ночами сидел над декорациями и костюмами, и бесчисленное количество раз рисовал. Вдохновленный музыкой и красотой сказочной героини, мастер создал картину «Царевна-Лебедь», прообразом для которой и послужила супруга.
Картина поражает своей статичностью. Вы не увидите здесь живой игры светотеней, вы лишь ощутите неясную тревогу. Замершая вода и неживые огни дальнего города, огромные глаза бледнокожей девушки навеивают воспоминания о тех таинственных и роковых женщинах, из-за которых мужчины не спят ночами и бросают семьи.
Если проводить параллель между демонами и Царевной-Лебедью, многие с уверенностью скажут, что она – демоница. Согласно опере и сказке, эта девушка Гвидону. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун?». Она была волшебницей, чародейкой, то есть, имела прямую связь с потусторонним миром. А еще не зритель, не читатель не знает, откуда появилась эта незнакомка в кристально белых одеждах и роскошном кокошнике. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь «… поверх текучих вод <…> плывет».
Вторая ассоциация – Афродита, рожденная из вод и строчка из цветаевского «я – бренная пена морская». Царевна-Лебедь появилась из моря, в котором, согласно перечню мифов и легенд жили прекрасные девы с чарующим голосом и бездонными глазами, а чтобы выбраться из пучины, они превращались в прекрасных белых птиц.
Очи врубелевской героини – отдельный разговор. Они приковывают к себе и не отпускают, они похожи на взгляд существа из другой вселенной. Они страшны и одновременно загадочны, причем загадка эта настолько дикая и первозданная, что просто не подлежит объяснению.
Девушку, изображенную на картине, довольно сложно назвать красивой по стандартным канонам. Но в ее бледной коже, темных волосах и хрупких длинных пальцах определенно есть магия и притягательность для сильного пола. Князь Гвидон перед Лебедью не устоял.
Загадочная царевна занимает всю композицию картины. Ее наряд – белый с оттенками серебра, настолько легкими, что они почти незаметны. Причем цвет платья и крыльев не мягкий и жизнерадостный, а кристаллический с оттенками голубого – такой поразительно холодный и неживой, что вы невольно задумаетесь о Снежной Королеве.
На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Невозможно разглядеть дома и княжеский замок, поскольку на картине лишь блики красного, оранжевого и желтого – единственные светлые пятна во всей композиции. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Узенькая полоска света вдали словно говорит о том, что есть в облике Лебеди нечто человеческое – она смогла полюбить.
Весь задний план холста наполнен сгущающимися сумерками. Это прощание ночи и дня, самое таинственное время суток. Сумеречная темнота накрывает чудный остров, морскую гладь и саму Царевну. Начинается та самая загадка – превращение. Вы видите лебединые белоснежные крылья, которые через долю секунды станут морской пеной, а само превращение кажется бесконечным. Реальность картины Врубеля настолько искажена, что создается впечатление, будто некие демонические силы остановили время. В первую очередь, это проявляется в одежде Лебеди. Роскошный кокошник, украшенный замысловатыми узорами, белыми и голубыми камнями – все сияет, подобно языческим украшениям. Платье демонической красавицы – белое, цвета невинности и чистоты, а еще – бесконечности и холода, чем-то напоминает свадебный наряд. Возможно, художник передал тот миг, когда Царевна должна была явить себя Гвидону.
Поэтому мистическая девушка к зрителю не приближается, она уходит от него навстречу своему счастью, подобно блоковской незнакомке. Она смотрит на вас вполоборота, словно предупреждая, что демонов усмирить дано