денис иванович фонвизин - известный сатирик. он написал комедии «бригадир» и «недоросль». комедия «недоросль» была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных. писателя беспокоит будущее россии. комедия учит меня с уважением относиться к старшим, чтобы не походить на митрофанушку, который даже к родному дяде относится с пренебрежением: «что ты, дядюшка, белены объелся? да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». пожилую няню, воспитавшую его, он называл «старой хрычовкой». с учителями митрофан обращается, как его матушка с крепостными: «ну! давай доску, гарнизонна крыса! задавай, что писать». «недоросль» учит меня почтительно относиться к родителям, а не как митрофанушка: «да отвяжись, матушка, как навязалась…» ему только жаль матушку за то, что она устала, «колотя батюшку». «недоросль» учит меня успешно овладевать знаниями, в отличие от митрофана, который за четыре года обучения только «доучивает часослов». его познания в грамматике вызывают смех: «дверь… эта? прилагательна. потому что она приложена к своему месту. вон у чулана… дверь стоит не навешена: так та покамест существительна». же «знания» героя не выдерживают никакой критики: «нуль да нуль - нуль. один да один… (задумался). комедия меня учит ценить умных, образованных людей. сама же простакова презирает умных и боится просвещения: «умниц-то ныне завелось много. их-то я и боюсь». и сын ее такого же мнения: «я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. свой брат завсегда лучше». простакова считает, что - наука не дворянская: «дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь». она хотя и учит своего сына, но негативно относится к образованию: «без наук люди живут и жили. покойник батюшка… не умел грамоте, а умел достаточно нажить». в сыне же простакова воспитывает корыстолюбие: «нашел деньги, ни с кем не делись. все себе возьми…» невежественный скотинин тоже враждебно настроен к науке: «я отроду ничего не читывал… вог меня избавил от этой скуки». комедия «недоросль» учит меня ценить доброту и честность. мне нравятся высказывания стародума: «…гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг -ну». он говорит, что трудиться надо честно, без подлой выслуги, не грабя отечества». стародум оставил двор «без чинов, без ленты, без деревень», но сохранил свою честь и достоинство. он считает, что счастье не в богатстве и знатности, а в том, «чтоб тому, у кого нет нужного». «недоросль» учит меня любить людей, чтобы не походить на скотинина, который людям предпочитает свиней и хочет жениться на софье лишь потому, что в ее деревнях водятся свиньи: «люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные…» да и митрофанушка с детства питает к ним любовь: «как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинью, задрожит от радости». комедия учит также сдерживать свои эмоции, чтобы не быть похожей на простакову, жестокий нрав которой делает невыносимой жизнь всего дома: «с утра до вечера рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится». драка ей даже приносит удовольствие: «ах, батюшка! сердце взяло, дай додраться! » «недоросль» учит любить свое отечество и быть ему полезной, об этом в комедии говорит стародум: «…есть люди, которым , есть отечество, которому служить». прав-дин считает, что государством должны руководить достойные люди: «чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании…» воспитание должно быть залогом благосостояния государства. стародум говорит: «ну что для отечества может выйти из митрофанушки, за которого невежды-родители плятят еще и деньги -учителям? » нравственное воспитание помещики поручают крепостным: «…и выходят вместо одного раба двое…»комедия д. и. фонвизина «недоросль» не сходит со сцен театров. ее с удовольствием смотрят зрители в наши дни. она обличает зло и тиранство. учит нас трудиться на благо отечества, а не для собственной выгоды, любить ближнего, ценить в человеке ум, доброту, честность. автор выступает за торжество знаний и разума. он верит, что будущее россии в руках честных, просвещенных людей.
С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль много-много лет. Давно уже нет крепостного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть государственная власть.
Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окончании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем потакает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой?
В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья олицетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, насилия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сейчас? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противостоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начинается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб тому, у кого нет нужного», — говорит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подобные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать!» А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги — ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка».
Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежелание учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.
Фонвизин мечтал о всеобщем просвещении, причем на первое место ставил не образование само по себе, а ум, соединенный с «благонравием». По мнению Стародума, просвещение возвышает только добродетельную душу, а в развращенном человеке наука «есть лютое оружие делать зло». Фонвизин как будто предвидел пагубные последствия научных открытий, если ими пользуются недостойные люди:
Пусть добрым будет ум у нас,А сердце умным будет!
Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательными, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля». Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина:
Скотинины, чета седая,С детьми всех возрастов, считаяОт тридцати до двух годов...
Митрофанушка — невежда. Но невежда и дурак — это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капитанской дочки»: «Я жил недорослем, гонял голубей... Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась». Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить...» — говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», — решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «недорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду». Митрофану таких слов никто не говорил.
Пушкин не забывал комедии Фонвизина.
В некотором отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каждой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал». За преступления чиновников отвечают высшие должностные лица — так считал Фонвизин. Блистательный юмор его поразительно живуч, он всегда к месту. Вспомним, например, нравоучение Лисицы из переведенной Фонвизиным басни «Лисицино нравоучение»: «Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться для того, что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших».
Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без большого чина — презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». Главное — быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродетели, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просвещение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия»!
денис иванович фонвизин - известный сатирик. он написал комедии «бригадир» и «недоросль». комедия «недоросль» была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных. писателя беспокоит будущее россии. комедия учит меня с уважением относиться к старшим, чтобы не походить на митрофанушку, который даже к родному дяде относится с пренебрежением: «что ты, дядюшка, белены объелся? да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». пожилую няню, воспитавшую его, он называл «старой хрычовкой». с учителями митрофан обращается, как его матушка с крепостными: «ну! давай доску, гарнизонна крыса! задавай, что писать». «недоросль» учит меня почтительно относиться к родителям, а не как митрофанушка: «да отвяжись, матушка, как навязалась…» ему только жаль матушку за то, что она устала, «колотя батюшку». «недоросль» учит меня успешно овладевать знаниями, в отличие от митрофана, который за четыре года обучения только «доучивает часослов». его познания в грамматике вызывают смех: «дверь… эта? прилагательна. потому что она приложена к своему месту. вон у чулана… дверь стоит не навешена: так та покамест существительна». же «знания» героя не выдерживают никакой критики: «нуль да нуль - нуль. один да один… (задумался). комедия меня учит ценить умных, образованных людей. сама же простакова презирает умных и боится просвещения: «умниц-то ныне завелось много. их-то я и боюсь». и сын ее такого же мнения: «я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. свой брат завсегда лучше». простакова считает, что - наука не дворянская: «дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь». она хотя и учит своего сына, но негативно относится к образованию: «без наук люди живут и жили. покойник батюшка… не умел грамоте, а умел достаточно нажить». в сыне же простакова воспитывает корыстолюбие: «нашел деньги, ни с кем не делись. все себе возьми…» невежественный скотинин тоже враждебно настроен к науке: «я отроду ничего не читывал… вог меня избавил от этой скуки». комедия «недоросль» учит меня ценить доброту и честность. мне нравятся высказывания стародума: «…гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг -ну». он говорит, что трудиться надо честно, без подлой выслуги, не грабя отечества». стародум оставил двор «без чинов, без ленты, без деревень», но сохранил свою честь и достоинство. он считает, что счастье не в богатстве и знатности, а в том, «чтоб тому, у кого нет нужного». «недоросль» учит меня любить людей, чтобы не походить на скотинина, который людям предпочитает свиней и хочет жениться на софье лишь потому, что в ее деревнях водятся свиньи: «люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные…» да и митрофанушка с детства питает к ним любовь: «как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинью, задрожит от радости». комедия учит также сдерживать свои эмоции, чтобы не быть похожей на простакову, жестокий нрав которой делает невыносимой жизнь всего дома: «с утра до вечера рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится». драка ей даже приносит удовольствие: «ах, батюшка! сердце взяло, дай додраться! » «недоросль» учит любить свое отечество и быть ему полезной, об этом в комедии говорит стародум: «…есть люди, которым , есть отечество, которому служить». прав-дин считает, что государством должны руководить достойные люди: «чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании…» воспитание должно быть залогом благосостояния государства. стародум говорит: «ну что для отечества может выйти из митрофанушки, за которого невежды-родители плятят еще и деньги -учителям? » нравственное воспитание помещики поручают крепостным: «…и выходят вместо одного раба двое…»комедия д. и. фонвизина «недоросль» не сходит со сцен театров. ее с удовольствием смотрят зрители в наши дни. она обличает зло и тиранство. учит нас трудиться на благо отечества, а не для собственной выгоды, любить ближнего, ценить в человеке ум, доброту, честность. автор выступает за торжество знаний и разума. он верит, что будущее россии в руках честных, просвещенных людей.
С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль много-много лет. Давно уже нет крепостного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть государственная власть.
Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окончании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем потакает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой?
В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья олицетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, насилия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сейчас? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противостоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начинается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб тому, у кого нет нужного», — говорит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подобные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать!» А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги — ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка».
Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежелание учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги.
Фонвизин мечтал о всеобщем просвещении, причем на первое место ставил не образование само по себе, а ум, соединенный с «благонравием». По мнению Стародума, просвещение возвышает только добродетельную душу, а в развращенном человеке наука «есть лютое оружие делать зло». Фонвизин как будто предвидел пагубные последствия научных открытий, если ими пользуются недостойные люди:
Пусть добрым будет ум у нас,А сердце умным будет!Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательными, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля». Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина:
Скотинины, чета седая,С детьми всех возрастов, считаяОт тридцати до двух годов...Митрофанушка — невежда. Но невежда и дурак — это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капитанской дочки»: «Я жил недорослем, гонял голубей... Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась». Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить...» — говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», — решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «недорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду». Митрофану таких слов никто не говорил.
Пушкин не забывал комедии Фонвизина.
В некотором отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каждой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал». За преступления чиновников отвечают высшие должностные лица — так считал Фонвизин. Блистательный юмор его поразительно живуч, он всегда к месту. Вспомним, например, нравоучение Лисицы из переведенной Фонвизиным басни «Лисицино нравоучение»: «Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться для того, что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших».
Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без большого чина — презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». Главное — быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродетели, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просвещение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия»!