очень Сочинение «Учитель, о котором хочется рассказать»
по повести В.Распутина «Уроки французского» и
рассказу Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
1
Вступление. Кто такой учитель? Каким он должен быть? (2-3 предложения)
2
Какой была учительница Лидия Михайловна: как она пыталась привить ученикам любовь к
своему предмету, как общалась с ними?
3
Как Лидия Михайловна герою повести «Уроки французского»: почему не отвела
его к директору после драки? Как пыталась его от голода?
4
Почему герой всю жизнь помнит свою учительницу?
5
Каким был учитель Харлампий Диогенович: как он пытался привить ученикам любовь к
своему предмету, как общался с ними?
6
Почему рассказ называется «Тринадцатый подвиг Геракла» и почему главный герой
запомнил эту историю на всю жизнь?
7
Вывод: почему учителей из этих двух произведений можно назвать настоящими
учителями? Почему они остаются в памяти своих учеников?
О Чарткове рассказано в первой части. Он предстает перед нами довольно талантливым, но бедным и ропочущим на свою судьбу. Молодой художник обижается на то, что модные живописцы рисуют несколько "картинок" и получают большие деньги, а он вынужден жить в бедности и безызвестности. И вдруг он попадает в небывалую ситуацию: он получает все, о чем мечтает через таинственный портрет. Он не сразу поддается искушению, а сначала решает купить манекенов и гравюр и серьезно заняться искусством. Но в нем заговорили 22 года и юность. Внутренний голос и желания художника противостоят его рассудку. Он бросается покупать ненужные вещи, тратит деньги на недоступные ранее удовольствия. Почему же деньги оказались сильнее таланта художника? Вот слова учителя Чарткова: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя что-нибудь одно заманит, оно что-нибудь полюбится - ты им занят... Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец... Рисунок у тебя не строг, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещением... Берегись, тебя уж начинает свет тянуть... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится талант...". Слово "модный" встречается в его речи три раза и звучит как упрек. То есть у Чарткова есть талант и желание учиться, но другая часть его души жаждет мгновенного успеха и славы. И именно эта часть пересиливает первую. Поводом для этого стали дьявольские деньги, которые толкали Чарткова к славе, но за которые ему пришлось заплатить своим талантом. В итоге человек морально падает. В начале повести о Чарткове Гоголь сказал как о "молодом художнике с талантом", а в конце первой части этот художник покупал лучшие картины и, принеся их домой, с бешенством тигра кидался на них, рвал, разрывал, изрезал на кусочки и топтал их ногами.
Художник, отец рассказчика второй части совершил грех, написав портрет ростовщика. Он уходит в монастырь и становится отшельником. Здесь человек проходит путь не от таланта к гибели, а от совершения греха до восхождения к добру. Проведя долгие годы в молитвах и постах, он наконец берется за кисть и пишет рождество Иисуса. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоем». Иконописец дает наставление двадцатилетнему сыну, тоже художнику, который собирается в путешествие в Италию. Этот художник Б. такой же молодой как и Чартков, но как мы видим из описания его на аукционе, это был немодно одетый молодой человек, которому чужды все светские потрясения и которого не волновала мода. Он, получив от отца найти и уничтожить портрет, приходит на аукцион.
2) В повести судьбы трех художников объединяет портрет ростовщика, который в конце таинственным образом исчезает с аукциона.
Но это еще не все. Мы узнаем, что Атос был женат. И это был неравный и не удачный брак. В жены он взял воровку, сам того не ведая. Расправа была жестока. Но он любил эту женщину.
Атос мудрый и справедливый. К нему обращаются за советом.