Характеризуя внешность полковника, Толстой подчёркивает, что "лицо у него было очень румяное с белыми а Николай I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками". Сравнение внешности полковника, служаками николаевской выправки", с Николаем I является важной художественной деталью рассказа.
Автор, намекая несколько раз на сходство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отношений, которые его волнует и возмущает, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.
Литературная ситуация в России начала 80-х годов XIX века и непосредственные историко-литературные предпосылки творчества Чехова. Кульминация народнического движения. Революционный террор и конституционная альтернатива; тактический блок царизма с либералами (проект конституции Лорис-Меликова). Убийство Александра II, казнь первомартовцев (1881) и разгром «Народной воли». Реакция 80-х годов. Развитие капитализма в России. Постепенный подъем рабочего движения. Притязания либерального народничества на ведущую роль в обществе. Первые марксистские организации. Перелом в русской литературе. Смерть Писемского и Достоевского в начале 1881 года, смерть Тургенева в 1883 году; отказ Толстого от художественного творчества; закат Гончарова. Кризис эпичности. Салтыков-Щедрин об изжитости форм «старого семейного романа». Эпигонский характер поздней народнической прозы, развлекательность псевдореалистической беллетристики и натурализма П.Д. Боборыкина. Лирический ренессанс в русской поэзии и прозе. Биполярность русской поэзии: скольжение в риторику у Надсона, импрессионизм и музыкальность Фета. Подъем «малых форм» в русской прозе, расцвет рассказа и новеллы. «Неоромантизм» В.М. Гаршина и В.Г. Короленко; дальнейшее развитие реалистического очерка, усиление роли документальной и социологической прозы. Непосредственные предшественники Чехова. А.Ф. Писемский, его галерея русских социально-психологических типов, резкий социально-бытовой критицизм и объективная манера повествования. Н.С. Лесков, его новеллистические и очерковые циклы, его лиризм и ироническая «причудливость». Рассказы Гаршина «Встреча» и «Художник» как предвосхищение чеховской манеры. Происхождение, семья и детские впечатления Чехова. Украинские влияния в южнорусской культурной провинции, своеобразие украинского юмора. Характер и увлечения юного Чехова. Роль классической гимназии в формировании его писательства: влияние интеллигентского культа Пушкина и Тургенева, школьно-поверхностное знакомство с античной классикой (см. её ироническое отражение в творчестве Чехова: «Ариадна», «Калхас» и т.п.). Отталкивание Чехова от культурных шаблонов. Смех юного Чехова. II. Дебют Чехова в литературе. 3
Л. Н. Толстой. " После бала"
" Время и пространство в художественном тексте"
Характеризуя внешность полковника, Толстой подчёркивает, что "лицо у него было очень румяное с белыми а Николай I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками". Сравнение внешности полковника, служаками николаевской выправки", с Николаем I является важной художественной деталью рассказа.
Автор, намекая несколько раз на сходство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отношений, которые его волнует и возмущает, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием.
Литературная ситуация в России начала 80-х годов XIX века и непосредственные историко-литературные предпосылки творчества Чехова. Кульминация народнического движения. Революционный террор и конституционная альтернатива; тактический блок царизма с либералами (проект конституции Лорис-Меликова). Убийство Александра II, казнь первомартовцев (1881) и разгром «Народной воли». Реакция 80-х годов. Развитие капитализма в России. Постепенный подъем рабочего движения. Притязания либерального народничества на ведущую роль в обществе. Первые марксистские организации. Перелом в русской литературе. Смерть Писемского и Достоевского в начале 1881 года, смерть Тургенева в 1883 году; отказ Толстого от художественного творчества; закат Гончарова. Кризис эпичности. Салтыков-Щедрин об изжитости форм «старого семейного романа». Эпигонский характер поздней народнической прозы, развлекательность псевдореалистической беллетристики и натурализма П.Д. Боборыкина. Лирический ренессанс в русской поэзии и прозе. Биполярность русской поэзии: скольжение в риторику у Надсона, импрессионизм и музыкальность Фета. Подъем «малых форм» в русской прозе, расцвет рассказа и новеллы. «Неоромантизм» В.М. Гаршина и В.Г. Короленко; дальнейшее развитие реалистического очерка, усиление роли документальной и социологической прозы. Непосредственные предшественники Чехова. А.Ф. Писемский, его галерея русских социально-психологических типов, резкий социально-бытовой критицизм и объективная манера повествования. Н.С. Лесков, его новеллистические и очерковые циклы, его лиризм и ироническая «причудливость». Рассказы Гаршина «Встреча» и «Художник» как предвосхищение чеховской манеры. Происхождение, семья и детские впечатления Чехова. Украинские влияния в южнорусской культурной провинции, своеобразие украинского юмора. Характер и увлечения юного Чехова. Роль классической гимназии в формировании его писательства: влияние интеллигентского культа Пушкина и Тургенева, школьно-поверхностное знакомство с античной классикой (см. её ироническое отражение в творчестве Чехова: «Ариадна», «Калхас» и т.п.). Отталкивание Чехова от культурных шаблонов. Смех юного Чехова. II. Дебют Чехова в литературе. 3
Объяснение: