ОЧЕНЬ Владимир Семенович Высоцкий
Моя цыганская (1968 г.)
В сон мне — желтые огни,
И хриплю во сне я:
— Повремени, повремени,-
Утро мудренее!
Но и утром всё не так,
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьешь с похмелья.
В кабаках — зеленый штоф,
Белые салфетки.
Рай для нищих и шутов,
Мне ж — как птице в клетке!
В церкви смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан.
Нет! И в церкви все не так,
Все не так, как надо.
Я — на гору впопыхах,
Чтоб чего не вышло.
А на горе стоит ольха,
А под горою вишня.
Хоть бы склон увить плющом,
Мне б и то отрада,
Хоть бы что-нибудь еще…
Все не так, как надо!
Я тогда по полю, вдоль реки.
Света — тьма, нет бога!
А в чистом поле васильки,
Дальняя дорога.
Вдоль дороги — лес густой
С Бабами-Ягами,
А в конце дороги той —
Плаха с топорами.
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце — подавно.
И ни церковь, ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!
Задания:
1. Объяснить смысл названия стихотворения
2. Определить тему стихотворения
3. Определить идею стихотворения
4. Средства выразительности (примеры из текста):
А) неполные предложения
Б) аллитерация (это повторение одной или нескольких согласных для придания тексту большей музыкальности и выразительности. Например: повторение буквы "р" -
На парад идет отряд, барабанщик очень рад.)
В) противопоставления
Г) фольклорные образы
Д) устаревшие слова (выписать эти слова, дать им объяснение)
5. Почему Высоцкий использует именно эти средства выразительности в своем стихотворении?
6. В каких строчках Высоцкий передал главную мысль своего стихотворения? (выписать из текста)
7. В чем состояла личная трагедия поэта В.Высоцкого и человека эпохи социализма, которую показал поэт?
8. Чем отличается самостоятельное прочтение текста стихотворения от того, как этот текст звучит в исполнении автора?
1. Названием "Моя цыганская" поэт отдает дань старым русским традициям - счастливые и горькие минуты своей жизни проводить с цыганами, их песнями, весельем, плясками.
2. Тема стихотворения - духовные искания творческой личности.
3. Идея в том, что порой невозможно понять, где искать свое место жизни, она заключена в строках:
И ни церковь, ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!
4.
- неполные предложения: В сон мне — желтые огни; В кабаках — зеленый штоф, /Белые салфетки. Мне ж — как птице в клетке! Я — на гору впопыхах, /Чтоб чего не вышло. Я тогда по полю, вдоль реки. /Света — тьма, нет бога!
- аллитерация: И хриплю во сне я: \— Повремени, повремени,- \Утро мудренее! \Но и утром всё не так (повторение звука р)
- противопоставления: И ни церковь, ни кабак — /Ничего не свято!
- фольклорные образы: Баба-Яга;
- устаревшие слова - Плаха с топорами.(место казни); В кабаках (питейное заведение) — зеленый штоф (сосуд)
5.
Высоцкий - гениальный поэт, ему доступны любые средства выразительности; он использует их для придания динамичности, эмоциональности, внутренней силы своему произведению.
6.
Главная мысль: Света — тьма, нет бога!
7.
Человек эпохи социализма, как и сам Высоцкий, метался в поисках добра, смысла жизни, иными словами - в поисках Бога.
8.
Автор читает стихи с одному ему присущей страстностью, вкладывает в исполнение все силы своего огромного таланта.