«Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг» 5. Анализ эпизода «Смерть Базарова»
Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя, — самые важные. По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное» .
Тургенев вспоминает: «Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие» .
Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:
Почему Тургенев так заканчивает жизнь Базарова («фигура… обреченная на погибель») ? Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию. Как писатель показывает героя в момент смерти? («Когда я писал заключительные строки „Отцов и детей“, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись» , — писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения. ) Как Тургенев приводит своего героя к смерти?
в городе княжье-вено* есть старый заброшенный замок, где живут нищие. однажды в этом замке происходит столкновение между нищими, часть из которых в итоге оказывается на улице. (*прототипом является город ровно, украина) ii. проблематические натуры выгнанные из замка нищие поселяются в старой часовне. главным среди этих бедняков становится пан тыбурций. у него есть двое приемных детей – валек и маруся. iii. я и мой отец в этом же городе живет мальчик вася – главный герой рассказа. мальчик живет с отцом и маленькой сестрой соней. мать мальчика умерла, отец мало занимается сыном. из-за этого вася проводит много времени на улице. iv. я приобретаю новое знакомство однажды вася и его приятели идут в старую часовню. приятели васи от страха убегают, а сам он остается. внутри часовни вася встречает мальчика валека и его сестру марусю, которые живут в заброшенной часовне. они приглашают васю приходить к ним в гости. дети решают видеться тайно, чтобы тыбурций не узнал. вася уходит и никому не говорит о своих новых друзьях. v. знакомство продолжается с этих пор вася постоянно тайно навещает валека и марусю. дети становятся друзьями. вася замечает, что маруся все время грустна (жизнь в "подземелье" портит здоровье девочки). vi. среди «серых камней» однажды вася и валек встречаются на улице в городе. вася видит, что его друг что-то затевает. позже он узнает, что валек украл на рынке булку для сестры маруси. сам вася понимает, что воровать нехорошо, но ему также жалко своих нищих друзей. вася приходит домой и горько плачет. vii. на сцену является пан тыбурций однажды пан тыбурций застает васю в «подземелье» в гостях у валека и маруси. сначала маленький гость боится тыбурция, но вскоре они становятся приятелями. viii. осенью вася по-прежнему тайно приходит в гости в «подземелье» к валеку, марусе и тыбурцию. маленькая маруся начинает сильно болеть: она слабеет на глазах и все больше лежит в постели. ix. кукла вася надеется подбодрить марусю. он просит у сестры куклу и дает ее больной марусе. та радуется подарку и ненадолго чувствует себя лучше. тем временем отец васи узнает о том, что мальчик дружит с нищими. отец решает изолировать сына от "дурного общества" и не выпускает его из дома. однажды домой к васе приходит пан тыбурций с куклой. он сообщает, что маруся умерла. тыбурций заступается за васю перед его отцом и объясняет, что мальчик не сделал ничего плохого. тогда отец отпускает васю попрощаться с умершей марусей. заключение после смерти маруси пан тыбурций и валек бесследно исчезают из города. вася, соня и их отец навещают могилку маруси. став взрослыми, вася и соня уезжают из города. на прощание они также приходят на могилку маруси. конец.
Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя, — самые важные. По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное» .
Тургенев вспоминает: «Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие» .
Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:
Почему Тургенев так заканчивает жизнь Базарова («фигура… обреченная на погибель») ? Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию.
Как писатель показывает героя в момент смерти? («Когда я писал заключительные строки „Отцов и детей“, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись» , — писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения. )
Как Тургенев приводит своего героя к смерти?
ответ:
в городе княжье-вено* есть старый заброшенный замок, где живут нищие. однажды в этом замке происходит столкновение между нищими, часть из которых в итоге оказывается на улице. (*прототипом является город ровно, украина) ii. проблематические натуры выгнанные из замка нищие поселяются в старой часовне. главным среди этих бедняков становится пан тыбурций. у него есть двое приемных детей – валек и маруся. iii. я и мой отец в этом же городе живет мальчик вася – главный герой рассказа. мальчик живет с отцом и маленькой сестрой соней. мать мальчика умерла, отец мало занимается сыном. из-за этого вася проводит много времени на улице. iv. я приобретаю новое знакомство однажды вася и его приятели идут в старую часовню. приятели васи от страха убегают, а сам он остается. внутри часовни вася встречает мальчика валека и его сестру марусю, которые живут в заброшенной часовне. они приглашают васю приходить к ним в гости. дети решают видеться тайно, чтобы тыбурций не узнал. вася уходит и никому не говорит о своих новых друзьях. v. знакомство продолжается с этих пор вася постоянно тайно навещает валека и марусю. дети становятся друзьями. вася замечает, что маруся все время грустна (жизнь в "подземелье" портит здоровье девочки). vi. среди «серых камней» однажды вася и валек встречаются на улице в городе. вася видит, что его друг что-то затевает. позже он узнает, что валек украл на рынке булку для сестры маруси. сам вася понимает, что воровать нехорошо, но ему также жалко своих нищих друзей. вася приходит домой и горько плачет. vii. на сцену является пан тыбурций однажды пан тыбурций застает васю в «подземелье» в гостях у валека и маруси. сначала маленький гость боится тыбурция, но вскоре они становятся приятелями. viii. осенью вася по-прежнему тайно приходит в гости в «подземелье» к валеку, марусе и тыбурцию. маленькая маруся начинает сильно болеть: она слабеет на глазах и все больше лежит в постели. ix. кукла вася надеется подбодрить марусю. он просит у сестры куклу и дает ее больной марусе. та радуется подарку и ненадолго чувствует себя лучше. тем временем отец васи узнает о том, что мальчик дружит с нищими. отец решает изолировать сына от "дурного общества" и не выпускает его из дома. однажды домой к васе приходит пан тыбурций с куклой. он сообщает, что маруся умерла. тыбурций заступается за васю перед его отцом и объясняет, что мальчик не сделал ничего плохого. тогда отец отпускает васю попрощаться с умершей марусей. заключение после смерти маруси пан тыбурций и валек бесследно исчезают из города. вася, соня и их отец навещают могилку маруси. став взрослыми, вася и соня уезжают из города. на прощание они также приходят на могилку маруси. конец.
объяснение: