Чацкий блажен, кто верует, тепло ему на свете! что нового покажет мне москва? вчера был , а завтра будет два. дым отечества нам сладок и приятен! в россии под великим штрафом, нам каждого признать велят и ! господствует смешенье языков: французского с нижегородским? он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных. как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший. служить бы рад, прислуживаться тошно. свежо предание, а верится с трудом. хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде! а судьи кто? прошедшего житья подлейшие черты. смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга! так можно только ощущать, когда лишаешься единственного друга. судьба любви - играть ей в жмурки. мне в петлю лезть, а ей смешно. я странен, а не странен кто ж? тот, кто на всех глупцов похож; молчалин, мне весело, когда смешных встречаю, а чаще с ними я скучаю. но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? чины людьми , а люди могут обмануться. когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа. платон любезный, славно, похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно. окроме честности, есть множество отрад: ругают здесь, а там . да, мочи нет. мильон терзаний груди от дружеских тисков ногам от шарканья, ушам от восклицаний, а пуще голове от всяких слов. о! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык? чьё это сочиненье! поверили глупцы, другим , старухи вмиг тревогу бьют- и вот общественное мненье! молчалины блаженствуют на свете! муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - высокий идеал московских всех мужей. так! отрезвился я сполна, мечтанья с глаз долой - и спала пелена карету мне, карету!
Трагедия Башмачкина заключается в том, что он лишен прав на человеческую жизнь, в том, что общество уничтожает в нем человеческое «я» , черты полноценной личности. Смысл этого образа настолько многозначен, что он становится и сюжетообразующим, и философским, концептуальным для содержания произведения в целом. Шинель – одежда чиновника, верхняя одежда русского человека на севере (социальная и национальная деталь) . Шинель – это защита от холода, от Петербурга, архетип тотемно-защитного круга от царства мертвых. Это граница миров – истинного и ложного (эстетическая ось конфликта, философский символ) . Шинель для героя – жизненная цель, лучшая «подруга» , одухотворяющая и формирующая личностное начало (характерологическая функция) . В то же время, шинель – деталь «вещного мира» , который в произведениях Гоголя достаточно часто заменяет человека; но «вещный мир» не для героя «Шинели» , Акакия Акакиевича не удалось заменить вещью. В «Шинели» – мир сосредоточен в герое, он центр внимания, он – предмет раздумий. «Шинель» – мир шинели, мир одного, незаметного человека (равно «Герою нашего времени») . Он никого не обманывает, не питает иллюзий, не замахивается на иные миры, он живет в своих возможностях и этим истинен. Пусть он ничтожен, но и на это ничтожество он имеет право.
жизнь, в том, что общество уничтожает в нем человеческое «я» , черты
полноценной личности.
Смысл этого образа настолько многозначен, что он становится и сюжетообразующим,
и философским, концептуальным для содержания произведения в целом.
Шинель – одежда чиновника, верхняя одежда русского человека на севере (социальная и национальная деталь) . Шинель – это защита от холода, от Петербурга, архетип тотемно-защитного круга от царства мертвых. Это граница миров – истинного и ложного (эстетическая ось конфликта, философский символ) . Шинель для героя – жизненная цель, лучшая «подруга» , одухотворяющая и формирующая личностное начало (характерологическая функция) . В то же время, шинель – деталь «вещного мира» , который в произведениях Гоголя достаточно часто заменяет человека; но «вещный мир» не для героя «Шинели» , Акакия Акакиевича не удалось заменить вещью.
В «Шинели» – мир сосредоточен в герое, он центр внимания, он – предмет раздумий. «Шинель» – мир шинели, мир одного, незаметного человека (равно «Герою нашего времени») . Он никого не обманывает, не питает иллюзий, не замахивается на иные миры, он живет в своих возможностях и этим истинен. Пусть он ничтожен, но и на это ничтожество он имеет право.