Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса, а юный Актеон, отделившись от них, пошел искать прохлады в долинах Киферона. Вышел он на зеленую цветущую долину Гаргафию, посвященную богине Артемиде. В крутом склоне горы увидел Актеон прелестный грот, весь обвитый зеленью. Он пошел к нему, не зная, что грот часто служит местом отдыха дочери Зевса, Артемиде, и что она только что вошла туда. Богиня отдала лук и стрелы одной из нимф и готовилась к купанию. Нимфы сняли с богини сандалии, волосы завязали узлом и уже хотели идти к ручью зачерпнуть студеной воды, как у входа в грот показался Актеон. Громко вскрикнули нимфы, увидав входящего Актеона. Они окружили Артемиду, желая скрыть ее от взора смертного. Подобно тому, как пурпурным огнем зажигает облака восходящее солнце, так зарделось краской гнева лицо богини, гневом сверкнули ее очи, и еще прекраснее стала она. Разгневалась на то Артемида, что Актеон нарушил ее покой, и превратила несчастного Актеона в стройного оленя. Ветвистые рога выросли на голове Актеона. Ноги и руки обратились в ноги оленя. Вытянулась его шея, заострились уши, пятнистая шерсть покрыла все тело. Пугливый олень обратился в поспешное бегство. Увидел Актеон свое отражение в ручье. Он хочет воскликнуть: «О, горе!» - но нет у него дара речи. Слезы покатились у него из глаз. Лишь разум человека сохранила ему богиня. Что делать ему? Куда бежать?
Собаки Актеона почуяли след оленя; они не узнали своего хозяина и с яростным лаем бросились за ним. Через долины по ущельям Киферона, по стремнинам гор, через леса и поля, как ветер, несся прекрасный олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним мчались собаки. Все ближе и ближе собаки, вот они настигли его, и их острые зубы впились в тело несчастного Актеона-оленя. Хочет крикнуть Актеон: «О, пощадите! Ведь это я, Актеон, ваш хозяин!» - но только стон вырывается из груди оленя, и слышится в этом стоне звук голоса человека. Упал на колени олень-Актеон. Скорбь, ужас и мольба видны в его глазах.
Неизбежна гибель, рвут его тело на части рассвирепевшие псы. Подоспевшие товарищи Актеона жалели, что нет его с ними при таком счастливом лове. Затравили собаки дивного оленя, и не знали друзья Актеона, кем был этот олень. Так погиб Актеон, нарушивший покой богини Артемиды, единственный из смертных, видевший небесную красоту дочери громовержца Зевса и Латоны.
1.А.Выпишите главную информацию из текста.
Б.Выпишите второстепенную информацию из текста.
2.Кратко изложите миф «Актеон», выражая свое мнение о героях, используя цитаты из текста.
Городничий Сквозник-Дмухановский – один из главных героев повествования. В самом начале комедии он собирает местных чиновников, чтобы сообщить им, что приезжает некий ревизор, которого все очень испугались. Каждый начинает свои приготовления к приезду ревизора, все хотят скрыть свои промашки и взяточничество.
Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений готовит отчет, что «больные у него выздоравливают мухи», однако придерживается мнения, что «простой человек сам или умрет, или выздоровеет «. Судье, Аммосу Федоровичу Ляпкину-Тяпкину, прочитавшему за всю жизнь пять или шесть книг и слывшему поэтому вольнодумцем, городничий указывает на бардак в приемной и выпивающего судебного заседателя. Также городничий осуждает за взятки к смотрителю училищ, Луку Лукича Хлопова и критикует набранных учителей – один рожи строит, другой в порыве объяснений может и стул сломать. Опасаясь доноса в связи с приездом ревизора, Сквозник-Духмановкий просит городского почтмейстера, Ивана Кузмича Шпекина, читать всю входящую корреспонденцию. Иван Кузмич сознается, что от скуки давно это делает, но ничего про приезжего петербургского чиновника еще не видел. Каждый из чиновников старается как можно тщательнее скрыть свои растраты бюджета, плохую работу, жадность.
Приняв за ревизора совершенно постороннего молодого человека, Ивана Александровича Хлестакова, только по тем признакам, что он громко бранится и отказывается платить по счетам, чиновники в привычной манере пытаются его задобрить всеми возможными дать денег, городничий даже согласился отдать ему в жены свою единственную дочь, только б дело сладилось. Собрав деньги и подарки, дальновидный молодой человек пишет письмо своему другу в Петербург и уезжает из города прочь. Городничий с супругой в это время мечтают о том, как они уже стали четой петербургских генералов и принимают поздравления со сватовством «чиновника» от всех знакомых, которые, чтобы подольститься, валом валят в дом городничего.
Тут вваливается почтмейстер, который, благодаря своему любопытству, прочитал письмо Хлестакова другу в Петербург, и сообщает, что «ревизор, который приезжал, был не ревизор». Тут же он читает обличительные характеристики на всех присутствующих чиновников, данные метким пером Хлестакова. В разгар этого неприятного перечисления появляется жандарм, который объявляет, что ревизор с проверкой прибыл только что. На этой немой сцене комедия заканчивается, и нам остается только догадываться, чем же закончится это происшествие в дальнем уездном городке.
Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?.. А тот —
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!
Монолог Чацкого “А судьи кто?..” беспощадно осуждает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону Фамусова. Сплетни растут, как “снежный ком”. И Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. Они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность.
Перед тем, как уйти, Чацкий бросает всему фамусовскому обществу:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. Те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. Чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален.
Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.