Петербург Гоголя - город деловой, но улицы его грязны, заметен контраст между особняками в центре и убогими квартирками на окраинах. Лестницы в домах бедных никогда не моются, везде мухи, грязь, выливаются .
Петербургский климат скверен. Сам город к маленькому человеку враждебен. Вспомним, как насмехаются над Башмачкиным только потому что он - беден, плохо одет, малоразговорчив. Цитата : "Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров" Акакий Акакиевич старается ступать как можно легче по камням и плитам, дабы не истереть подметок. В этом городе Башмачкин чувствует себя одиноким, его улицы кажутся бесконечной пустыней. Город - ветреный. Именно он надул в горло чиновника жабу, а тот и умер. Гоголь подробно описывает вьюгу. Она - и после смерти чиновника - летает над Петербургом, пугая, как и тень мертвеца всех. Бездушный город поглощает все лучшее в человеке, является символом зла, убивает, заставляет задуматься над смыслом существования...
Держи :) Фразеологизм "пеняй на себя" повторяется трижды. "- Это ничего не значит. - Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя – пеняй на себя. - Да, да, пеняй на себя… Погоняй как бы не опоздать нам к поезду… Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал: "Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты… "Изначально, когда фразу говорил кучер, фразеологизм "пеняй на себя" имел обобщенное значение. При повторах он приобрел личностное значение, главный герой обращает данную фразу к себе. 2) Тематический повтор – это проявление закона семантического согласования слов в тексте, основного закона синтагматики текста. При этом типе повтора слова должны иметь общие семы. В исследуемом нами тексте к подобному виду повтора можно отнести лексику речи, которая была подробно рассмотрена выше, лексику внешнего выражения эмоций, которая рассмотрена при анализе эмотивного пространства. Помимо вышеназванного в тексте при описании персонажей используются слова с общей семой "одежда".3) Синонимический повтор используется в тексте и как средство межфразовых связей, и как средство разнообразию номинаций однотипных ситуаций, явлений, предметов, и как средство создания экспрессивности текста. В рассказе "Темные аллеи" при описании помещения повторяются слова, с семантикой "чистота": "В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом…
Петербург Гоголя - город деловой, но улицы его грязны, заметен контраст между особняками в центре и убогими квартирками на окраинах. Лестницы в домах бедных никогда не моются, везде мухи, грязь, выливаются .
Петербургский климат скверен. Сам город к маленькому человеку враждебен. Вспомним, как насмехаются над Башмачкиным только потому что он - беден, плохо одет, малоразговорчив. Цитата : "Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров" Акакий Акакиевич старается ступать как можно легче по камням и плитам, дабы не истереть подметок. В этом городе Башмачкин чувствует себя одиноким, его улицы кажутся бесконечной пустыней. Город - ветреный. Именно он надул в горло чиновника жабу, а тот и умер. Гоголь подробно описывает вьюгу. Она - и после смерти чиновника - летает над Петербургом, пугая, как и тень мертвеца всех. Бездушный город поглощает все лучшее в человеке, является символом зла, убивает, заставляет задуматься над смыслом существования...
Фразеологизм "пеняй на себя" повторяется трижды. "- Это ничего не значит. - Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя – пеняй на себя. - Да, да, пеняй на себя… Погоняй как бы не опоздать нам к поезду… Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал: "Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты… "Изначально, когда фразу говорил кучер, фразеологизм "пеняй на себя" имел обобщенное значение. При повторах он приобрел личностное значение, главный герой обращает данную фразу к себе. 2) Тематический повтор – это проявление закона семантического согласования слов в тексте, основного закона синтагматики текста. При этом типе повтора слова должны иметь общие семы. В исследуемом нами тексте к подобному виду повтора можно отнести лексику речи, которая была подробно рассмотрена выше, лексику внешнего выражения эмоций, которая рассмотрена при анализе эмотивного пространства. Помимо вышеназванного в тексте при описании персонажей используются слова с общей семой "одежда".3) Синонимический повтор используется в тексте и как средство межфразовых связей, и как средство разнообразию номинаций однотипных ситуаций, явлений, предметов, и как средство создания экспрессивности текста. В рассказе "Темные аллеи" при описании помещения повторяются слова, с семантикой "чистота": "В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом…