Охарактеризовать стихотворение Ф.Н. Глинки Гимн Богу по схеме Тема (о чем произведение), Идея (что автор хотел показать), Средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры, инверсии, переносы). Указать средства художественной выразительности, привести примеры.
поистине странное общество собралось на берегу: у птиц волочились перья, у зверей слипалась шкура – все промокли насквозь, вид имели обиженный и чувствовали себя весьма неуютно.
первым делом, конечно, нужно было найти способ высохнуть. они устроили совещание по этому вопросу, и через несколько минут аня заметила – без всякого удивления – что беседует с ними так свободно, словно знала их всю жизнь. она даже имела долгий спор с лори, который под конец надулся и только повторял: “я старше вас и поэтому знаю лучше”, – а это аня не могла допустить, но на вопрос, сколько же ему лет, лори твердо отказался ответить, и тем разговор был исчерпан.
наконец, мышь, которая, по-видимому, пользовалась общим почетом, крикнула: “садитесь все и слушайте меня. я вас живо высушу! ” все они тотчас же сели, образуя круг с мышью посередине, и аня не спускала с нее глаз, так как чувствовала, что получит сильный насморк, если сейчас не согреется.
мышь деловито прокашлялась:
– вот самая сухая вещь, которую я знаю. прошу внимания! утверждение в киеве владимира мономаха мимо его старших родичей повело к падению родового единства в среде киевских князей. после смерти мономаха киев достался не братьям его, а сыновьям и обратился, таким образом, в семейную собственность мономаховичей. после старшего сына мономаха, способного князя мстислава…
– ух! – тихо произнес лори и при этом его всего передернуло.
– простите? – спросила мышь, нахмурившись, но учтиво. – вы, кажется, изволили что-то мне сказать?
– нет, нет, – поспешно забормотал лори.
– мне, значит, показалось, – сказала мышь. – итак, я продолжаю: – способного князя мстислава, в киеве один за другим княжили его родные братья. пока они жили дружно, их власть была крепка; когда же их отношения обострились…
– в каком отношении? – перебила утка.
– в отношении их отношений, – ответила мышь довольно сердито. – ведь вы же знаете, что такое “отношенье”.
– я-то знаю, – сказала утка. – я частенько “отношу” своим детям червячка или лягушонка. но вопрос в том, что такое отношенье князей?
мышь на вопрос этот не ответила и поспешно продолжала:
– …обострились, то против них поднялись князья ольговичи и не раз силою завладевали киевом. но мономаховичи в свою очередь… как вы себя чувствуете, моя милая? – обратилась она к ане.
– насквозь промокшей, – уныло сказала аня. – ваши слова на меня, видно, не действуют.
– в таком случае, – изрек дронт, торжественно привстав, – я предлагаю объявить заседание закрытым, дабы принять более энергичные меры.
– говорите по-, – крикнул орленок. – я не знаю и половины всех этих длинных слов, а главное, я убежден, что и вы их не понимаете!
и орленок нагнул голову, скрывая улыбку. слышно было, как некоторые другие птицы захихикали.
– я хотел сказать следующее, – проговорил дронт обиженным голосом. – лучший способ, чтобы высохнуть, – это игра в куралесы.
– что такое куралесы? – спросила аня – не потому, что ей особенно хотелось это узнать, но потому, что дронт остановился, как будто думая, что кто-нибудь должен заговорить, а между тем слушатели молчали.
– неужели вы никогда не вертелись на куралесах? – сказал дронт. – впрочем, лучше всего показать игру эту на примере.
(и так как вы, читатели, может быть в зимний день пожелали бы сами в нее сыграть, я расскажу вам, что дронт устроил.)