1. был осужден по статье "за измену родине". 2. потому что все его дни - это недосыпание, недоедание, холод, а в описанный автором день шухову повезло: он две лишних порции ухватил, его не увидели надзиратели, пока он шёл в медчасть, не нашли его заначку на "шмоне", не посадили в карцер. 3. общение с другими зэками: они зовут друга по имени-отчеству, чтобы сохранить уважение друг к другу и остаться людьми. также в столовой шухов соблюдает свои моральные ценности: снимаем шапку, в то время как другие едят в головных уборах. шухов не выпрашивает сигаретку, а молча ждёт, пока ему предложат. 4. о тюрине (бригадире). он своему отряду заключённых, именно тюрин договорился с начальством, чтобы их отряд не вели в открытое поле, на самое холодное место, работать. о кильдигсе (латыше). считает его человеком понимающим и мастером на все руки. именно с ним иван денисович любит работать. о гопчике (шестнадцатилетнем пареньке). гопчик, по мнению ивана денисовича, хороший и напоминает ему о своём сыне. 5. к фетюкову. считает фетюкова "шакалом", который прислуживается за еду, не имеет чувства собственного достоинства, который курит бычки от сигарет, выкинутые и докуренные зэками. к пантелееву, потому что пантелеев - "стукач".
что такое дурное общество в нашем понимании? порочное, низменное, бездуховное. и такое общество бродяг-бездомных показано, но показано в контрасте с "благополучными", как семья мальчика, например, главного героя, оставшегося без матери, других жителей города. что показал этот контраст? и в той, и в этой среде бывают разные. можно в благополучной обстановке быть безнравственным, и в "дурном обществе" сохранить благородство, как семья тыбурция. именно условия жизни васи, неизлечимо больной маруси потрясли героя. но живя в "подземелье; ", в заброшенной часовне, воруя от безысходности, они преподнесли мальчику урок доброты, заботы друг о друге, настоящей семьи. ведь не случайно главного героя тянуло к этому душевному теплу. и в то же время отец мальчика, "благополучный", уважаемый в городе человек, убитый смертью жены, не поддержал сына, оказался слабее в отличие от него, не допуская мысли, что мальчик может страдать тоже, а отдавая всю любовь и ласку дочери соне, потому что она была похожа на мать. даже он, умный человек, поверил, что сын связался с дурной компанией, не доверял ему, отталкивая, воздвигал стену в их отношениях. иногда поражаешься: мальчик, скитаясь, убегая из дома, в котором он "никому не был нужен", кроме сестры(ни няне, ни отцу), смог сохранить духовность в себе, не сломаться, детям, порадовать марусю куклой сони. кто "открыть" глаза на своего же ребёнка? тыбурций, представитель "дурного общества", воришка, чужой человек, который мальчика , как оказалось, знал лучше , чем родной отец, и встал на его защиту. отец и сын "нашли" друг друга. стена рухнула. а если бы не тыбурций? ! что пытается нам доказать короленко? нельзя поверхностно, стереотипно судить о людях любой среды, любой социальной группы, живут ли они в катакомбах или в дворцах.