Образ русского солдата в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» .
Впервые в русской поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку. Обратимся к содержанию. В стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват» . Бородинская битва описана «изнутри» , самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем истории, вершителем судеб России и Европы. Обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку: Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи И все: на наш редут Изведал враг в тот день не мало, Что значит - русский бой удалый, Наш рукопашный бой! Несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. Старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения Вам не видать таких сражений!. . Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролететь мешала Гора кровавых тел. Сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («Забил снаряд я в пушку туго») . Предположительно, рассказчик находился на батарее генерала Н. Н. Раевского. Но почему Лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»Чужие изорвать мундиры о русские штыки») ? Это можно объяснить тем, что Лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за Родину свою» . Своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину: Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Русский человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню: Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы! Вторгшийся в Россию враг горд, самоуверен, надменен. Напротив, защитник Отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход: Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали! » и приносят победу: Что тут хитрить к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За Родину свою! Любовь к Родине русского человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников. В стихотворении «Бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. Современное поколение, по мнению автора, не на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Вкладывая рассказ о Бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. Победа в войне 1812 г – заслуга русского народа. Патриотизм - сила, консолидирующая все слои общества. Народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «Бородино» соединились элементы сказа, , оды, лирического монолога.
Ленский в очередной раз навещает Лариных. Онегин поехал с ним и познакомился с предметом страсти друга. По дороге домой молодые люди обсуждают гостеприимство в старинных традициях, которым славится этот дом. Онегин называет мать девушек «милой старушкой». Ольга не понравилась Евгению: мила, но столь же и пуста. На него произвела впечатление Татьяна. Владимир обижается на приятеля и до конца пути молчит.
Визит Онегина к Лариным наделал много шума в округе. В Евгении увидели жениха Татьяны, поскольку свадьба Ленского и Ольги уже практически решена. Эти разговоры раздражают Таню, но Онегин ей очень понравился. Девушка гуляет в саду с очередным романом и мечтает об Онегине. Таня влюбилась. Она страдает, ожидая очередной встречи, но Онегин не спешит вновь появляться в их доме. Тогда Татьяна решается написать ему письмо с признанием в любви. Лунной ночью в чрезвычайном волнении она пишет молодому человеку о своих чувствах, а утром просит няню послать внука с письмом к Онегину.
Два дня Таня с замиранием сердца ждет ответ. Затем приезжает Ленский и сообщает, что Онегин обещал сегодня быть у них, но его задержала почта. Татьяна ждет возлюбленного, постоянно прислушиваясь и рисуя на запотевшем окне его инициалы.
Наконец, Онегин входит в дом. Таня от волнения бросается в сад и садится там на скамейку. Она слушает пение дворовых девушек, которые собирают ягоды, и немного успокаивается. Татьяна решает вернуться в дом. За поворотом аллеи она видит Евгения.
Впервые в русской поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему историческую оценку.
Обратимся к содержанию.
В стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват» . Бородинская битва описана «изнутри» , самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем истории, вершителем судеб России и Европы.
Обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку:
Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи
И все: на наш редут
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит - русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!
Несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. Старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения
Вам не видать таких сражений!. .
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел.
Сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («Забил снаряд я в пушку туго») .
Предположительно, рассказчик находился на батарее генерала Н. Н. Раевского. Но почему Лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»Чужие изорвать мундиры о русские штыки») ? Это можно объяснить тем, что Лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за Родину свою» . Своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину:
Да, были люди в наше время
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Русский человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню:
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Вторгшийся в Россию враг горд, самоуверен, надменен. Напротив, защитник Отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход:
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Солдаты идут в бой за Родину, повинуясь нравственному закону: «Как наши братья умирали! » и приносят победу:
Что тут хитрить к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!
Любовь к Родине русского человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников.
В стихотворении «Бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. Современное поколение, по мнению автора, не на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими.
Вкладывая рассказ о Бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. Победа в войне 1812 г – заслуга русского народа. Патриотизм - сила, консолидирующая все слои общества. Народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «Бородино» соединились элементы сказа, , оды, лирического монолога.
Ленский в очередной раз навещает Лариных. Онегин поехал с ним и познакомился с предметом страсти друга. По дороге домой молодые люди обсуждают гостеприимство в старинных традициях, которым славится этот дом. Онегин называет мать девушек «милой старушкой». Ольга не понравилась Евгению: мила, но столь же и пуста. На него произвела впечатление Татьяна. Владимир обижается на приятеля и до конца пути молчит.
Визит Онегина к Лариным наделал много шума в округе. В Евгении увидели жениха Татьяны, поскольку свадьба Ленского и Ольги уже практически решена. Эти разговоры раздражают Таню, но Онегин ей очень понравился. Девушка гуляет в саду с очередным романом и мечтает об Онегине. Таня влюбилась. Она страдает, ожидая очередной встречи, но Онегин не спешит вновь появляться в их доме. Тогда Татьяна решается написать ему письмо с признанием в любви. Лунной ночью в чрезвычайном волнении она пишет молодому человеку о своих чувствах, а утром просит няню послать внука с письмом к Онегину.
Два дня Таня с замиранием сердца ждет ответ. Затем приезжает Ленский и сообщает, что Онегин обещал сегодня быть у них, но его задержала почта. Татьяна ждет возлюбленного, постоянно прислушиваясь и рисуя на запотевшем окне его инициалы.
Наконец, Онегин входит в дом. Таня от волнения бросается в сад и садится там на скамейку. Она слушает пение дворовых девушек, которые собирают ягоды, и немного успокаивается. Татьяна решает вернуться в дом. За поворотом аллеи она видит Евгения.