Неподалеку от монастыря в Грузии русский генерал везет с собой из гор пленного шестилетнего ребенка. В пути пленник заболел, ничего не ел и «тихо, гордо умирал». Один монастырский монах оставляет ребенка у себя. Приняв крещение, мальчик вскоре должен был тоже стать монахом. Осенней ночью юноша неожиданно исчезает, и после трехдневных поисков его находят без сознания в степи. Мцыри выглядит слабым, бледным и исхудавшим. Перед смертью он исповедуется и говорит, что жил мало, и вся его жизнь в плену. Душа звала юношу на волю, в мир битв и тревог. На воле Мцыри видел темные скалы, бескрайние поля, зеленые холмы, а вдалеке — горы далекой Родины, верхушки которых покрыты снегом. Он покинул монастырь грозовой ночью, когда все монахи молили Бога защитить их от стихии. Юноша вспоминает своего родного отца, его оружие и кольчугу, пение юных сестер, и решает обязательно найти дорогу домой. Он любуется дикой природой и идет к горному потоку, чтобы утолить жажду. Недалеко от потока Мцыри видит красивую молодую грузинку. Ее глаза были настолько прекрасны, что «пылкие думы» юноши смутились. Когда грузинка уходит, Мцыри засыпает и видит ее во сне. Отдохнув, он продолжает путь, но сбивается с дороги. Встретив барса, юноша отважно вступает с ним в бой и побеждает. «Но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». В сражении он сам чувствует себя зверем, но уважает противника, говоря, что тот встретил смерть подобно настоящему бойцу. Тело юноши изодрано когтями зверя, и он понимает, что умрет. Когда Мцыри теряет сознание, его находят монахи. Смерти он не боится, только переживает, что не будет похоронен на своей родной земле, и просит закопать его тело в саду, из которого виден Кавказ.
Невероятно точным и правдивым предстает перед читателями знаменитой комедии один из главных ее лиц, чиновник в высоком чине городничего, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Его нарочито важные манеры, чванство и даже сама фамилия, с иронией данная ему Гоголем, красноречиво говорят об отношении к этой персоне самого автора. И действительно, при всем своем кажущемся авторитете в провинциальном уездном городке, Антон Антонович на самом деле нисколько не уважаем ни горожанами, ни подчиненными, тогда как его собственная псевдозначительность пытается убедить окружающих в важности и величии его должности. Черты характера городничего в комедии «Ревизор» чрезвычайно красочно описаны великим автором. Это мелочность, малодушие, мракобесие и небывалый пафос. Воображая себя властителем города, он позволяет себе любое беззаконие, поступая исключительно из соображений корысти и эгоизма. С искрометным юмором автор, страница за страницей, подмечает все новые и новые негативные нюансы в поведении этого персонажа, указывая читателю на его полную ничтожность. Именно этот контраст великосветских (якобы) манер городничего, важного и снисходительного поведения и его истинной низменной сущности и составляет подлинный портрет деятеля, призванного трудиться на процветание родного города и благо его жителей. Однако каждого приезжающего в уездный город встречают неприбранные улицы, разобранные заборы и совершеннейшее отсутствие порядка, тогда как его глава пребывает в полном и ничем не омраченном покое, роскоши и медоточивой лести подчиненных.