Олжас Сулейменов "Последнее слово акына Смета" Цель: знать сведения из биографии и творчестве Олжаса Сулейменова, осмыслить содержание стихотворения
1.Изучите учебный материал на С.158-159
2.Прочитайте стихотворение "Последнее слово акына Смета" на С.160-163
3.Изучите информацию:
«Последнее слово акына Смета» – последнее слово певца миру, из которого он должен безвременно уйти.
Жанр – стихотворение-притча
Притча – небольшой рассказ поучение
Поучение – мудрость старого акына Азербая, который сказал сыну Алибеку:
Мужчина Смет опозорил меня.
Но поэт Смет продолжит славу Азербая.
***В притче есть буквальный смысл и потаенный, скрытый.
4.Письменно выполните задания.
Задание 1. Определите потаенный, скрытый смысл притчи. Запишите свое понимание.
Задание 2. Почему это произведение завершает раздел «Любовь и честь»? (развернутый ответ на вопрос)
Невольный эксперимент по «расчеловечиванию» человека ставит новый председатель домком Швондер, активный коммунист, пролетарий. Он берет Шарикова под «свое крыло» и растолковывает ему, что, к чему. Кроме того, устраивает его на работу в службу по отлову и уничтожению бездомных животных. Шариков уже знает свои права, он теперь на стороне пролетариев. Он не может, и не собирается относится уважительно к профессору Преображенскому и доктору Борменталю, ведь они враги пролетариата, с ними надо бороться и уничтожать, как заразу общества. Он ведет себя в доме профессора развязано, хамит, ворует, пристает к прислуге. Он уверен в своей безнаказанности, его все время подбодряет и поддерживает в этом Швондер. Наконец, терпению приходит конец, и профессор вместе со своим ассистентом доктором Борменталем принимают решение вернуть все обратно.
У автора «Алых парусов» своя живописная манера, своя поэзия красок, близких романтической натуре капитана Грэя или мечтательной Ассоль, с ее удивительным умением на каждом шагу отыскивать в природе безмерное богатство и разнообразие, в том числе красок, звуков, движений. И не просто богатство. Всматриваясь в предметы как бы глазами Ассоль, мы замечаем в них «нечто не линейно, но впечатлением,— определенно человеческое, и — так же, как человеческое,— различное». Изображение Олеши и изображение Грина, каждое в своем роде чудо,— чудо мастера, который умел живописать словом, как художник красками, избирая себе в союзники и свободно соединяя в полете самые неожиданные эпитеты, сравнения, ассоциации.