Он был болен уже давно; но не ужасы каторжной жизни, не работы, не пища, не бритая голова, не лоскутное платье сломили его: о! что ему было до всех этих мук и истязаний! Напротив, он даже рад был работе: измучившись на работе физически, он по крайней мере добывал себе несколько часов спокойного сна. И что значила для него пища – эти пустые щи с тараканами? Студентом, во время прежней жизни, он часто и того не имел. Платье его было тепло и при к его образу жизни. Кандалов он даже на себе не чувствовал. Стыдиться ли ему было своей бритой головы и половинчатой куртки? Но пред кем? Пред Соней? Соня боялась его, и пред нею ли было ему стыдиться?
А что же? Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его кроме разве промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя...
И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы – ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.
По крайней мере, он мог бы злиться на свою глупость, как и злился он прежде на безобразные и глупейшие действия свои, которые довели его до острога. Но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казались они ему в то роковое время, прежде.
«Чем, чем, – думал он, – моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так... странною. О отрицатели и мудрецы в пятачок серебра, зачем вы останавливаетесь на полдороге!..
Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.
1)Тема каждого абзаца
2) Главная мысль каждого абзаца
3)Как и что говорит автор в каждом абзаце
Главные герои:
Сергей Емельянов-подросток,тёзка своего отца,мальчик с большим сердцем,состраданием и чувством ответственности.
Нина Георгиевна-врач,первая жена отца Серёжи,одинокая и несчастная.
Герои повести:
Бабушка-добрая и нежная,воспитывает Сёрёжу.
Антон-лучший друг Серёжи,стеснительный заика.
Шурик-приёмный сын Нины Георгиевны,нашедший родителей и сбежавший к ним,даже не попрощавшись.
Мама Сергея-любящая,заботливая и понимающая сына.
Сергей Емельянов-отец Серёжи,идеалист и очень правильный человек.
Объяснение:
Основная мысль заключена в последних словах рассказа: "Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь".
Описание молодого воробья: "Яувидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, бес растопырив едва прораставшие крылышки". Это описание говорит о том, что воробей был совсем еще птенцом, он не понимал всей опасности ситуации, он еще не знал, что такое жизнь и сколько невзгод его поджидает.
Описание старого воробья: "старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой (морда собаки) — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти". Это описание говорит о том, что старый и бывалый воробей знал об опасности, исходящей от собаки, понимал, что он вряд ли сможет как то защитить своего птенца, и что, возможно, они оба погибнут, но сила его любви не могла позволить ему оставаться в стороне.
Объяснение: