Моя любимая басня и. а. крылова из басен ивана андреевича крылова больше всего мне нравится басня «свинья под дубом». в ней автор высмеивает невежество, глупость, эгоизм, ность, лень. все эти человеческие недостатки и пороки воплощены в образе главного героя басни — свиньи. всё, что нужно свинье, — жёлуди. но она не понимает даже того, что их даёт ей дуб, корни которого свинья подрывает. её эгоизм крылову передать такие слова: «наелась желудей досыта, до отвала», «наевшись, выспалась под ним», «жирею». свинье всё безразлично, даже то, что она губит дерево, которое даёт ей пищу: «пусть сохнет, — говорит свинья, — ничуть меня то не тревожит; в нём проку мало вижу я; хоть век его не будь, ничуть не , лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». противопоставлением образу свиньи является об раз ворона, который олицетворяет воспитанность знания. ещё один герой басни — дуб — называет свиньи «». ведь она питается дубу спит под ним, однако не только не его за это, но и подрывает его корни! читая басню, мы понимаем, что её герои не случайно наделены человеческими чертами, ведь в действительности свинья, ворон и дуб не умеют разговаривать. используя приём аллегории, через образ животных крылов высмеивает человеческие недостатки так, свинья — это олицетворение невежества. мораль басни заключается в следующих строках: невежда также в ослепленье бранит науки и ученье, и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды. с героем басни — свиньёй — крылов сравнивает людей, которые не замечают даже очевидного, не ценят того, что дает им природа, не стремятся к знаниям. из-за своей ограниченности такие люди не понимают, что всё окружающее их — это «плоды» природы и знаний, которыми они пользуются. мне нравятся басни крылова, потому что, обличая в них людские пороки, автор призывает людей стать лучше. его произведения не потеряли свою значимость и сегодня
Ввообще, а в в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает существенное место. личность и среда, индивидуум и общество - об этом размышляли многие писатели xix века. плоды этих размышлений отразились во многих устойчивых формулах, например, в известной фразе "среда заела". заметно обострился интерес к этой теме в конце xix - начале xx века, в эпоху, переломную для россии. в духе гуманистических традиций, унаследованных от прошлого, рассматривают этот вопрос такие писатели-реалисты, как и. бунин, а. , в. короленко, используя при этом все художественные средства, которые стали достижением рубежа веков. проблема человека и окружающего его мира может быть рассмотрена на примере произведений а. творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современной ему прозы. сегодня произведения а. вызывают большой интерес. они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. мир героев а. пестр и многолюден. он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениями жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. а. много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. писателю интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. но а. относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой человечности, которая всегда отличала писателей. в персонажах рассказав "белый пудель", "тапер", "гамбринус", а также многих других, угадываются черты "маленького человека", однако писатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает его. рассмотрим это на примере известного рассказа "гранатовый браслет". рассказ был написан в 1911 году. в основе его сюжета - реальное событие - любовь телеграфного чиновника желтого п.п. к жене важного чиновника, члена государственного совета любимова. об этой вспоминает сын любимовой, автор известных воспоминаний лев любимов. в жизни все закончилось иначе, чем в рассказе а. - чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не известно. в семье любимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. это передается через композицию произведения. в нем дастся обширная, неторопливая экспозиция, которая вводит нас в экспозицию дома шеиных. сама необыкновенной любви, гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя василия, который рассказывает ее как анекдотический случай, брата николая, для которого все в этой видится оскорбительным и подозрительным, самой веры николаевны и, наконец, генерала аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, "о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". круг, к которому принадлежит вера николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения желткова, столько из- за предрассудков, которые владеют ими. же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу -- самоубийству героя. таким образом утверждается право маленького человека на счастье, но и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. рассказ одновременно грустный и светлый. его пронизывает музыкальное начало - в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, - и завершается рассказ сценой, когда героиня слушает музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения.