Опираясь на текст романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и на материалы учебника на стр. 203 – 222, ответить письменно на вопросы: 1. В каком окружении находятся герои романа Онегин и Ленский? По какому принципу обрисованы их характеры? (стр. 203-212, написать 3-4 предложения).
2. Каков настрой мыслей и чувств Ленского? Отношение автора к нему? В чём трагизм его положения? Почему погиб? (стр. 212 – 216, 7-8 предложений).
3. Определите и сформулируйте основные черты характера и образа жизни Онегина: его уровень образования и воспитания, отношение к светской жизни, его отношение к женщинам, трагизм отношений с Татьяной. Был ли Онегин исключением в том обществе, в котором вырос и жил? Или таких людей было много? В чем корень всех его проблем? (стр. 216-222, 8-10 предложений).
использование «говорящих» имен и фамилий: простакова, стародум, скотинин, вральман, правдин цыфиркин, кутейкин.
митрофан - найденный
матерью, подобный матери; тарас - приводящий в смятение.
положительные герои говорят правильным языком, их речь поучительна; отрицательные герои используют просторечные слова, бранную лексику. простакова: "а ты, скот, подойди поближе.
не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил скажи, болван, чем ты оправдаешься? "
речь героев является средством их характеристики, она часто
связана с фольклором: "всякий
женись на своей невесте", "век живи, век учись", "не хочу
учиться, хочу жениться".
каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать скотницу хавронью.4) разрушение фразеологизма: какова . в иной залетишь за тридевять земель, за тридесятом царство.
саморазоблачения героев:
г-жа простакова. я могу письма получать, а читать их всегда
велю другому.
простаков (долго смотря) . мудрено.
скотинин. я от роду ничего не читывал, сестрица! бог меня
избавил этой скуки. г-жа простакова. с утра до вечера, как за язык повешена, рук
не подкладываю: то бранюсь, то дерусь.
вральман: "я завсегда охотник пыл смотреть публик.
пыфало, о праснике съетутца в картингов кареты с хот спотами. я фсе на них смотру. пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
тропы, стилистические фигуры:
афоризмы: в человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь. эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. обращения: друг мой сердечный. и ведомо, батюшка. риторические вопросы: а извозчики-то на что ж? каково это риторические восклицания: ах, мой батюшка!
признакисатиры и юмора: создание комических ситуаций: драка простаковой со скотининым, урок , "экзамен" митрофана. алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), иронию и намёки. зоологизация: любовь скотинина к свиньям; вральман видит в простаковых «лошадок». таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.
Воть
Объяснение:
Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа: «Не внемлют! - видят и не знают! Покрыты мздою очеса...» . Равнодушие и корыстолюбие власть имущих вызывают гнев поэта, и в последних трех строфах он требует наказания виновных. Во избежание недоразумения сразу же заметим, что речь идет не о революционном возмездии, как это показалось напуганной якобинским террором Екатерине II. Поэт лишь напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом. Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, и в последнем четверостишии он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти. В Библии этот мотив сурового наказания царей отсутствует. Завершающие стихи библейского псалма призывают бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд, и только: «...восстань, боже, суди землю, ибо ты наследуешь все народы» . У Державина последняя строфа содержит в себе призыв к беспощадной каре земных властителей:
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И, будь един царем земли!