Сюжет романа необычен. в нём отсутствует экспозиция: читатель ничего не знает о жизни печорина до его приезда на кавказ, кто его родители, как он воспитывался, какое у него образование, почему он оказался на кавказе. в сюжете нет и завязки — например приезда печорина на кавказ. в романе само действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. поэтому в романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных повестей. в романе есть развязка: это сообщение, что «печорин, возвращаясь из персии, умер» (предисловие к «журналу печорина»). таким образом, общая сюжетная линия романа представлена только кульминациями и развязкой. каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. это можно легко доказать на примере «тамани». завязкой повести является ночная сцена, когда печорин случайно подглядел встречу контрабандистов. описание же городка тамани, дома, где печорин получил временный постой, и обитателей этого дома — экспозиция повести. кульминацией становится сцена ночного свидания, в результате которого герой чуть не утонул. развязка наступает сразу же после неудачного свидания: печорин видит, как девушка-контрабандистка уплывает со своим милым янко, прихватив большие узлы, в которых, как потом выяснилось, были вещи, украденные у печорина. повесть заканчивается своеобразным эпилогом, где главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя. композиция романа также, как и сюжет, необычна. как уже было отмечено, общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста. весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «бэлы» и кончается «фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, вначале и в конце присутствуют два героя — максим максимович и печорин. кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены странным образом, с нарушением временной последовательности. по намёкам, разбросанным в романе, учитывая логику развития действия, можно утверждать, что повести должны быть расположены следующим образом: «княжна мери», «бэла», одновременно с ней «фаталист», потом «максим максимович». спорят о месте в этом ряду повести «тамань». по одной версии «тамань» открывает приключения печорина на кавказе, по другой — эта повесть может быть поставлена в любое место хронологической цепи, потому что в «тамани» отсутствуют какие-либо сведения или намёки на события в других повестях. из точек зрения более убедительной кажется вторая. повести в романе расположены не в хронологической последовательности, а именно: «бэла», «максим максимович», «тамань», «княжна мери», «фаталист». почему же лермонтов выбирает именно такое построение? потому что для писателя важна прежде всего не временная последовательность, но наиболее полное раскрытие характера главного героя. избранная писателем очерёдность повестей лучше всего служит поставленной . характер печорина раскрывается постепенно. в «бэле» о главном герое рассказывает максим максимович, человек добрый, честный, но довольно ограниченный, недостаточно образованный для того, чтобы понять печорина. в результате, из рассказа штабс-капитана, печорина можно представить крайним эгоистом, который по своей прихоти, не задумываясь, губит бэлу. печорин — человек, который сам для себя устанавливает правила поведения: он азамату украсть у казбича чудесную лошадь, что явно противоречит кодексу чести офицера. но, несмотря на такие неприглядные поступки, максим максимович замечает, что характер печорина противоречив: григорий александрович быстро охладел к бэле, однако тяжело переживал её смерть; он не боялся на охоте идти против кабана, но бледнел от скрипа двери и т.д. эти непонятные противоречия оставляют у читателя впечатление, что печорин не заурядный злодей и эгоист, а человек с неоднозначным, сложным (то есть интересным) характером. такое впечатление усиливается во второй повести, где печорина описывает безымянный офицер-путешественник, более близкий главному герою по и развитию, чем максим максимович. офицер наблюдает во владикавказе нетоварищеское поведение печорина, который не спешит встретиться с добрым штабс-капитаном, но одновременно наблюдатель отмечает, что печорин побледнел и принуждённо зевнул, когда максим максимович упомянул о бэле. кроме того, рассказчик даёт психологический портрет печорина, в котором сочетаются самые противоречивые черты. волосы у героя светлые, а усы и брови тёмные; походка небрежная и ленивая, а руками не размахивает; у него стройная, крепкая фигура, а сидит он так, как будто у него в спине нет ни одной косточки; на вид ему тридцать лет, а в улыбке есть что-то детское и т.д. это портретное описание ещё больше подчёркивает противоречивость характера главного героя
Рубрика: литература и ее функции в обществе Прочие ассоциативные связи: гуманизм в искусстве "...Человек является главным предметом литературы не только и даже не столько потому, что он занял в количественном отношении преобладающее место в ее творениях, но главным образом потому, что и все остальное изображаемое в ней — природа, животные, вещи — получает свой идейно-художественный смысл исключительно в соотнесении с жизнью и характерами людей, с той или иной философией жизни, с человеческими мыслями, чувствами, переживаниями" (Г.Л. Абрамович).
Прочие ассоциативные связи: гуманизм в искусстве
"...Человек является главным предметом литературы не только и даже не столько потому, что он занял в количественном отношении преобладающее место в ее творениях, но главным образом потому, что и все остальное изображаемое в ней — природа, животные, вещи — получает свой идейно-художественный смысл исключительно в соотнесении с жизнью и характерами людей, с той или иной философией жизни, с человеческими мыслями, чувствами, переживаниями" (Г.Л. Абрамович).