Описание ситуации: Как показал выдающийся швейцарский врач-психиатр и философ К. Г. Юнг (1875 – 1961), врач, оставаясь только врачом, не может указать ни отдельному человеку, ни обществу в целом путь », ибо здоровье человека, как существа сверханималистического, не в последнюю очередь зависит от упорядоченности его мировоззренческих установок. Контрольные вопросы:
1. Как вы понимаете данное рассуждение К. Г. Юнга?
2. Определение человека в качестве сверханималистического существа, своего рода «избыточного животного» имеет давнюю традицию: «политическое животное» (Аристотель), «животное смеющееся» (он же), «животное рассказывающее» (У. Эко), «животное, любящее своих внуков» (Г. Д. Левин) и т.п. Предложите и обоснуйте своё собственное определение.
Роман “Евгений Онегин” — это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком.
Няня Татьяны Лариной говорит, что в ее время даже “не слыхали про любовь”... Когда молодой была мать Татьяны, о любви не только “слыхали”, но и читали французские романы, которые определяли сознание девушек. Старшая Ларина любила, но была выдана замуж за другого. Сначала она очень горевала и плакала, но со временем смирилась и привыкла. Ее счастьем стала привычка. Пушкин формулирует это так:
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.
Сама Татьяна любит Онегина самозабвенно, “...без искусства, / Послушная влеченью чувства”. Эта искренняя любовь сохранится в ее душе на протяжении всего действия романа. Даже будучи замужем, предпочтя исполнение долга перед мужем возможному счастью, Татьяна по-прежнему любит Онегина и, не лицемеря, говорит ему о своем чувстве.
Любовь Владимира Ленского к Ольге Лариной по силе и искренности похожа на переживания Татьяны: “Он пел любовь, любви послушный...” Пушкин восхищается чувством Ленского: “Ах, он любил, как в наши лета / Уже не любят...” Другое дело Онегин. Сначала он был разочарован в женщинах (“...Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум” и “...Я не создан для блаженства; / Ему чужда душа моя; / Напрасны ваши совершенства...”), но потом понимает крах своего прежнего мироощущения. Евгений пишет Татьяне:
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
Действительно, к другому пониманию счастья в любви приходит Онегин в конце романа:
...понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
Искреннее, естественное, чистое и возвышенное, не угасающее со временем чувство воспевает автор в романе, такова его концепция любви.