Вночь перед рождеством месяц восходит на небо, чтобы осветить хутор. ведьма, собирая звезды, встречает черта, который крадет с неба луну, чтобы отомстить кузнецу вакуле, за искусно расписанную церковную стену. в безлунную ночь казак чуб, отец красавицы оксаны, не пойдет к дьяку на кутью, и вакула не встретится перед праздником со своей любимой. пока черт ухаживал за ведьмой, нашептывал ей то, что «обыкновенно нашептывают всему женскому роду», чуб с кумом, выйдя из дома и удивившись непроглядной тьме, все-таки пошли на застолье. в это время, в хату чуба тихо вошел кузнец. оксана вертелась перед зеркалом, нахваливая свою красоту. любуясь собой, она не сразу заметила вошедшего вакулу. сердце кузнеца было полно нежности, а оксана лишь насмехалась над ним. стук в дверь прервал их беседу. кузнец пошел открывать. за дверью оказался сбившийся из-за метели с дороги чуб, который потерял попутчика. казак решил вернуться домой. увидев свою хату, он постучался. однако, услышав голос кузнеца, подумал, что забрел не в свой дом. вакула, не разобрав из-за вьюги, кто пришел, выгнал казака, чуть его не побив. чуб смекнул, что хата чужая, а в ней кузнец, значит, мать вакулы дома одна и направился в гости к солохе. черт, вившийся вокруг ведьмы, обронил месяц, который поднялся в небо и осветил все вокруг. метель стихла. шумная толпа вломилась в хату чуба и закружила в веселом хороводе оксану и кузнеца. на одной из своих подруг гордая красавица увидела красивые черевики, расшитые золотом. влюбленный вакула пообещал достать для желанной оксаны черевики еще красивее, но капризная девушка заявила, что ей нужны только те, что носит сама царица, и, если кузнец достанет ей такие, то она выйдет за него замуж. в дом солохи один за другим начали приходить гости – уважаемые казаки. черт спрятался в мешок из-под угля. затем голове и дьяку пришлось залезать в мешки. самый желанный гость – вдовый чуб, чье богатство планировала прибрать к рукам солоха, влез в мешок на дьяка. самый последний гость, казак свербыгуз, был «грузен телом» и в мешок бы не поместился. поэтому его солоха вывела в огород, чтобы выслушать, зачем он пришел. вакула, вернувшись домой, увидел посреди хаты мешки и решил убрать их. взяв тяжелую ношу, он вышел из дома. на улице, в веселой толпе, ему послышался голос оксаны. вакула бросил мешки, пробрался к любимой, но оксана, напомнив ему про черевички, засмеялась и убежала. разгневанный кузнец решил свести счеты с жизнью, но, опомнившись, пошел за советом к запорожцу пацюку. по слухам, пузатый пацюк водил дружбу с нечистой силой. отчаявшийся вакула спросил, как найти дорогу к черту, чтобы получить от него , но пацюк дал невнятный ответ. очнувшись, благочестивый кузнец выбежал их хаты. черт, сидевший в мешке за спиной вакулы, не мог упустить такую добычу. он предложил кузнецу сделку. вакула согласился, но потребовал закрепить договор и, обманом перекрестив черта, сделал его смирным. теперь черт вынужден был везти кузнеца в петербург.гуляющие девушки нашли мешки, брошенные вакулой. решив посмотреть, что наколядовал кузнец, они поспешили за санками, чтобы отвести находку к оксане в хату. из-за мешка, в котором сидел чуб, разгорается спор. кумова жена, думая, что внутри мешка кабан, отбила его у и ткача. к всеобщему удивлению в мешке оказался не только чуб, но и дьяк, а еще в одном – голова. прилетев в петербург на черте, вакула встретил запорожцев, проезжавших ранее через диканьку, и поехал с ними на прием к царице. во время приема запорожцы ведут речь о своих заботах. царица спросила, чего же хотят казаки. вакула упал на колени и попросил черевички, такие же, как у государыни. сраженная искренностью кузнеца, царица велела принести ему башмачки. весь хутор гомонил про смерть кузнеца. а вакула, одурачив черта, пришел с подарками к чубу сватать оксану. казак дал согласие кузнецу, а оксана с радостью встретила вакулу, готовая выйти за него и без черевиков. позже в диканьке хвалили чудно расписанный дом, в котором жила семья кузнеца, и церковь, где искусно был изображен черт в аду, в которого все плевали, когда проходили мимо.
Тема настоящего и будущего России становится главной в поэме «За далью даль». Поэма была закончена в начале 60-х годов. Основу сюжета составляет путешествие лирического героя по России в транссибирском экспрессе. Путешествие длится десять суток. Вначале автор показывает географию России. При этом она получает историческое и философское объяснение. Поэтому дорога приобретает символический характер. Это символ жизни России. Наряду с бескрайними просторами автор рисует и конкретные проявления ее жизни. Лирический герой пересекает «середину земли родной» - Волгу, затем Урал, таёжную Сибирь, Дальний Восток. Эти географические образы также приобретают символический оттенок. Волга традиционно ассоциируется со Степаном Разиным, бурлаками, позже – со строительством Волго-Донского канала, расширившего возможности этой реки. Именно поэтому автор ласково называет её матушкой Волгой, вбирающей в себя семь тысяч рек. Поэтически обрисован Урал – опорный край державы. Это главная кузница страны. В военные годы она обеспечивала войска техникой. Описание Сибири позволяет автору рассказать о мужественных и сильных сибиряках. Они никогда не подведут, не предадут. Если описание Волги, Урала, Сибири даётся из окна поезда, то на Ангаре лирический герой становится непосредственным участником событий. Он слагает гимн человеческому труду, сравнивает покорение Ангары со сражением на поле боя. Природа напоминает живое существо, которое противится людям. Ангара кипит всё сильнее, но покорение обязательно произойдёт. Автор восхищается мужеством строителей, описывает их труд как подвиг. Вместе с тем, он показывает, что среди народа есть при которые поехали в Сибирь за «большим рублём». В поэме вновь возникает тема «малой родины». Рассказ о батюшке Урале вызывает в памяти лирического героя картину детства. В главе «Две кузницы» показаны Урал и Загорье, без которых лирический герой не представляет своей жизни. Если Урал – кузница всей России, то Загорье – кузница автора. Здесь же он затрагивает тему исторического На станции «Тайшет» происходит встреча лирического героя с другом детства. Рассказ друга потрясает героя, так как он пережил страшные времена культа личности. Таким образом, каждая глава поэмы символична, она открывает читателю одну даль за другой. Само слово "даль" приобретает иное звучание – это не только природное явление, но и будущее России Родина, за счастье С тобою быть в пути твоём.
Тема настоящего и будущего России становится главной в поэме «За далью даль». Поэма была закончена в начале 60-х годов. Основу сюжета составляет путешествие лирического героя по России в транссибирском экспрессе. Путешествие длится десять суток. Вначале автор показывает географию России. При этом она получает историческое и философское объяснение. Поэтому дорога приобретает символический характер. Это символ жизни России. Наряду с бескрайними просторами автор рисует и конкретные проявления ее жизни. Лирический герой пересекает «середину земли родной» - Волгу, затем Урал, таёжную Сибирь, Дальний Восток. Эти географические образы также приобретают символический оттенок. Волга традиционно ассоциируется со Степаном Разиным, бурлаками, позже – со строительством Волго-Донского канала, расширившего возможности этой реки. Именно поэтому автор ласково называет её матушкой Волгой, вбирающей в себя семь тысяч рек. Поэтически обрисован Урал – опорный край державы. Это главная кузница страны. В военные годы она обеспечивала войска техникой. Описание Сибири позволяет автору рассказать о мужественных и сильных сибиряках. Они никогда не подведут, не предадут. Если описание Волги, Урала, Сибири даётся из окна поезда, то на Ангаре лирический герой становится непосредственным участником событий. Он слагает гимн человеческому труду, сравнивает покорение Ангары со сражением на поле боя. Природа напоминает живое существо, которое противится людям. Ангара кипит всё сильнее, но покорение обязательно произойдёт. Автор восхищается мужеством строителей, описывает их труд как подвиг. Вместе с тем, он показывает, что среди народа есть при которые поехали в Сибирь за «большим рублём». В поэме вновь возникает тема «малой родины». Рассказ о батюшке Урале вызывает в памяти лирического героя картину детства. В главе «Две кузницы» показаны Урал и Загорье, без которых лирический герой не представляет своей жизни. Если Урал – кузница всей России, то Загорье – кузница автора. Здесь же он затрагивает тему исторического На станции «Тайшет» происходит встреча лирического героя с другом детства. Рассказ друга потрясает героя, так как он пережил страшные времена культа личности. Таким образом, каждая глава поэмы символична, она открывает читателю одну даль за другой. Само слово "даль" приобретает иное звучание – это не только природное явление, но и будущее России Родина, за счастье С тобою быть в пути твоём.
Объяснение: