Любим торцов — герой комедии а. н. островского «бедность не порок» (1853, первонач. назв. «гордым бог противится») . духовный облик л. т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального . своеобразен в пьесе тип любима торцова, родного брата гордея карпыча, в прошлом тоже богатого купца, но промотавшего все свое состояние. теперь он беден и нищ, но зато и свободен от развращающей душу власти денег, чинов и богатства, рыцарски-благороден, человечески щедр и высок. его обличительные речи совесть в самодуре гордее карпыче. намеченная свадьба любушки с африканом коршуновым расстраивается. отец отдает дочь замуж за бедного приказчика митю. над самодурством, над разгулом злых сил в купеческих характерах торжествует, одерживая одну за другой свои победы, народная нравственность. островский верит в здоровые и светлые начала национального характера, которые хранит в себе купечество. но в то же время драматург видит и другое: как буржуазное своеволие и самодурство подтачивают устои народной морали, как непрочно подчас оказывается их торжество. гордей смирился и вдруг отказался от своего первоначального решения выдать дочь за фабриканта коршунова. вероятно, совесть еще теплится в его своевольной душе. но есть ли твердая гарантия, что самодур торцов с такой же легкостью не передумает и не отменит завтра благородного и доброго решения? такой гарантии, конечно, дать никто не может.
Любим торцов — герой комедии а. н. островского «бедность не порок» (1853, первонач. назв. «гордым бог противится») . духовный облик л. т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального . своеобразен в пьесе тип любима торцова, родного брата гордея карпыча, в прошлом тоже богатого купца, но промотавшего все свое состояние. теперь он беден и нищ, но зато и свободен от развращающей душу власти денег, чинов и богатства, рыцарски-благороден, человечески щедр и высок. его обличительные речи совесть в самодуре гордее карпыче. намеченная свадьба любушки с африканом коршуновым расстраивается. отец отдает дочь замуж за бедного приказчика митю. над самодурством, над разгулом злых сил в купеческих характерах торжествует, одерживая одну за другой свои победы, народная нравственность. островский верит в здоровые и светлые начала национального характера, которые хранит в себе купечество. но в то же время драматург видит и другое: как буржуазное своеволие и самодурство подтачивают устои народной морали, как непрочно подчас оказывается их торжество. гордей смирился и вдруг отказался от своего первоначального решения выдать дочь за фабриканта коршунова. вероятно, совесть еще теплится в его своевольной душе. но есть ли твердая гарантия, что самодур торцов с такой же легкостью не передумает и не отменит завтра благородного и доброго решения? такой гарантии, конечно, дать никто не может.