Владимир Набоков больше известен широкому кругу любителей хорошей литературы как писатель, но лишь немногие знают, что он среди энтомологов своими исследованиями о бабочках. Он хорошо знал их, всю жизнь охотился на бабочек, изучал их строение и образ жизни, коллекционировал редкие экземпляры. Он даже изобрел очень сложный метод исследования рисунка крыльев бабочки. Эти прекрасные и удивительные существа были так же интересны Набокову, как и писательство.
Не поэтому ли и в его произведениях бабочки появляются достаточно часто, им отведена своеобразная роль символов. Кроме рассказа «Рождество» образ бабочек представлен в романе «Приглашение на казнь», «Другие берега», «Разноцветная бабочка», «Удар крыла», «Дар». В текстах писателя вы найдете более 570 упоминаний о бабочках.
Вот одно из поэтических описаний бабочки, сделанное Набоковым, в котором проявились оба его таланта: поэтический и исследовательский:
Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
то припадая к коре, то обращаясь к лучам...
О, как ликуют они, как мерцают божественно!
Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.
Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
крылья узнаю твои, этот священный узор.
Но вернемся к рассказу «Рождество» и посмотрим, в какой момент появляется из замерзшего кокона прекрасная и редкая бабочка. Это случается в минуту наибольшего, наисильнейшего выражения той бури переживаний, которая охватила Слепцова. Он понял, что не сможет больше жить, что умрет, умрет прямо в ночь на Рождество. И эта антитеза тотчас же находит свое дальнейшее развитие: бабочка из кокона появляется внезапно, в момент полного изнеможения страдающего человека. Она разворачивает свои темные бархатные крылья, и тогда наступает катарсис – Слепцов испытывает облегчение.
Из всего вышесказанного сделаем вывод: бабочка - символ души, воплощение душ умерших, символ дыхания, бессмертия, возрождения и воскресения.
"Дети подземелья" - рассказ Владимира Короленко, сокращенный вариант его повести, колторая называется "В дурном обществе".
Главный герой этого рассказа - мальчик Вася. "Дети подземелья" - это Валек и Маруся, дети нищего Тыбурция Драба, живущие в полуразрушенной часовне. Вася подружился с ними, несмотря на то, что Вася - сын судьи, а Валек и Маруся нищие и бездомные.
Хотя Вася и был из зажиточной семьи, он был одиноким и несчастным ребенком. Его мама умерла, когда Васе было всего шесть лет, а с отцом мальчик не ладил. Судья так сильно тосковал по жене, забросил воспитание сына. Вася тосковал по матери, хотел, чтобы отец приласкал его, но боялся сам подойти к нему. Целые дни Вася проводил на улицах городка Княжье-Вено. Решив посмотреть, что находится в полуразрушенной часовне, Вася влез внутрь познакомился с "детьми подземелья".
Вася быстро привязался к Валеку и маленькой Марусе, ровеснице Сони, его сестренки. Маруся была тяжело больна. Вася как мог старался друзьям, приносил им яблоки и сладости. Когда Маруся слегла, Вася даже принес Марусе красивую куклу, и девочке ненадолго стало лучше, но это не не она все равно умерла. Обман открылся, васин отец был в ярости, но мальчик не выдал друзей. Куклу вернул Тыбурций и сообщил о смерти Маруси. Васин отец понял, что его сын - добрый человек, а вовсе не "негодный мальчишка".
МИНИ ЭССЕ
Объяснение:
Владимир Набоков больше известен широкому кругу любителей хорошей литературы как писатель, но лишь немногие знают, что он среди энтомологов своими исследованиями о бабочках. Он хорошо знал их, всю жизнь охотился на бабочек, изучал их строение и образ жизни, коллекционировал редкие экземпляры. Он даже изобрел очень сложный метод исследования рисунка крыльев бабочки. Эти прекрасные и удивительные существа были так же интересны Набокову, как и писательство.
Не поэтому ли и в его произведениях бабочки появляются достаточно часто, им отведена своеобразная роль символов. Кроме рассказа «Рождество» образ бабочек представлен в романе «Приглашение на казнь», «Другие берега», «Разноцветная бабочка», «Удар крыла», «Дар». В текстах писателя вы найдете более 570 упоминаний о бабочках.
Вот одно из поэтических описаний бабочки, сделанное Набоковым, в котором проявились оба его таланта: поэтический и исследовательский:
Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
то припадая к коре, то обращаясь к лучам...
О, как ликуют они, как мерцают божественно!
Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.
Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
крылья узнаю твои, этот священный узор.
Но вернемся к рассказу «Рождество» и посмотрим, в какой момент появляется из замерзшего кокона прекрасная и редкая бабочка. Это случается в минуту наибольшего, наисильнейшего выражения той бури переживаний, которая охватила Слепцова. Он понял, что не сможет больше жить, что умрет, умрет прямо в ночь на Рождество. И эта антитеза тотчас же находит свое дальнейшее развитие: бабочка из кокона появляется внезапно, в момент полного изнеможения страдающего человека. Она разворачивает свои темные бархатные крылья, и тогда наступает катарсис – Слепцов испытывает облегчение.
Из всего вышесказанного сделаем вывод: бабочка - символ души, воплощение душ умерших, символ дыхания, бессмертия, возрождения и воскресения.
"Дети подземелья" - рассказ Владимира Короленко, сокращенный вариант его повести, колторая называется "В дурном обществе".
Главный герой этого рассказа - мальчик Вася. "Дети подземелья" - это Валек и Маруся, дети нищего Тыбурция Драба, живущие в полуразрушенной часовне. Вася подружился с ними, несмотря на то, что Вася - сын судьи, а Валек и Маруся нищие и бездомные.
Хотя Вася и был из зажиточной семьи, он был одиноким и несчастным ребенком. Его мама умерла, когда Васе было всего шесть лет, а с отцом мальчик не ладил. Судья так сильно тосковал по жене, забросил воспитание сына. Вася тосковал по матери, хотел, чтобы отец приласкал его, но боялся сам подойти к нему. Целые дни Вася проводил на улицах городка Княжье-Вено. Решив посмотреть, что находится в полуразрушенной часовне, Вася влез внутрь познакомился с "детьми подземелья".
Вася быстро привязался к Валеку и маленькой Марусе, ровеснице Сони, его сестренки. Маруся была тяжело больна. Вася как мог старался друзьям, приносил им яблоки и сладости. Когда Маруся слегла, Вася даже принес Марусе красивую куклу, и девочке ненадолго стало лучше, но это не не она все равно умерла. Обман открылся, васин отец был в ярости, но мальчик не выдал друзей. Куклу вернул Тыбурций и сообщил о смерти Маруси. Васин отец понял, что его сын - добрый человек, а вовсе не "негодный мальчишка".