Опорные вопросы для анализа текста 1. В чем выражается художественная особенность прозы Шмелёва? 2. Какой пафос (авторское настроение) преобладает в произведении? 3. Что является главной темой произведения? 4. Каково содержательное назначение композиционного деления рассказа на две части? 5. Какой образ является центральным в произведении?
ответ:
в петербурге происходили большие изменения. раньше, чем в других частях россии здесь стали появляться основанные на наемном труде промышленные предприятия, стали применяться машины. в петербурге к середине 1830-х годов было уже около 300 фабрик и заводов. особенное развитие получили фабрики, которые изготавливали ткани, хлопчатобумажные и шерстяные, на импортном сырье. появились кожевенные, мыловаренные, табачные, красочные, пивоваренные фабрики и заводы, тоже работавшие на импортном сырье. появились заводы, изготавливавшие производственные машины.
петербургский порт, который находился тогда на стрелке васильевского острова, стал наиважнейшим в стране. через него осуществлялось две трети российской внешней торговли. деревянные сооружения порта были перестроены в камне.
ответ:
володя и чечевицын — ровесники. они вместе учатся в гимназии. володя называет чечевицына своим другом. однако сразу же после знакомства с мальчиками мы понимаем, насколько они разные. в этом нам убедиться и сам автор, наделив своих героев противоположной внешностью. володя — белолицый, упитанный, краснощекий. чечевицын — полная его противоположность: «худ, смугл, покрыт веснушками. волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толсты, вообще был он некрасив…». характеры у мальчиков тоже разные, хоть и ведут они себя в доме володиных родителей одинаково: ни с кем особенно не разговаривают, не улыбаются, все время о чем-то шепчутся. но мы понимаем, что замкнутость, угрюмость — на самом деле черты, присущие только чечевицыну. володя совсем не такой. он настоящий сын своих родителей и похож на них. такой же общительный, энергичный, веселый и открытый. не зря он в прежние приезды всегда принимал участие в подготовке к рождеству. теперешняя его молчаливость и угрюмость — подражание более властному и, возможно, более умному товарищу. мягкость володиного характера подтверждает и сцена, когда он слезно умоляет чечевицына перенести их побег. с удивлением мы узнаем, что именно володя — зачинщик побега.