Определи метр и размер стиха
А рядом бегемотики
Схватились за животики
У них, у бегемотиков,
Животики болят.
Трёхстопный ямб
Четырёхстопный ямб
Четырёхстопный хорей
2. Определи число стоп в стихе (размер)
А слониха-щеголиха
Так отплясывала лихо.
Трёхстопный
Двустопный
Четырёхстопный
3. Определи метр и размер стиха
Только раки-забияки
Не боятся бою-драки;
Хоть и пятятся назад,
Но усами шевелят.
Четырёхстопный ямб
Трёхстопный хорей
Четырёхстопный хорей
4. Определи размер стихов (число стоп)
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Четырёхстопный
Трехстопный
Вокруг маленького Никиты живёт огромный мир, населённый, по его мнению, злыми и страшными людьми: пень, лопухи, старая баня, колья в заборе, водяные человечки в колодце - все похожи на злодеев. Когда же мальчик выпрямляет гвоздь, то он кажется ему весёлым и добрым. Малыш спрашивает отца, почему все злые, а гвоздик добрый. “Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый”, - отвечает отец. И маленький мальчик понимает отца: “Давай всё трудом работать, и все живые будут”.
Вот это и есть, как мне кажется, главная мысль рассказа. Если трудишься и вкладываешь в свой труд душу, то несёшь и в себе, и людям добро.
Саша Черный "Зеркало"
Кто в трамвае, как акула,
Отвратительно зевает?
То зевает друг-читатель
Над скучнейшею газетой.
Он жует ее в трамвае,
Дома, в бане и на службе,
В ресторанах и в экспрессе,
И в отдельном кабинете.
Каждый день с утра он знает,
С кем обедал Франц-Иосиф
И какую глупость в Думе
Толстый Бобринский сморозил...
Каждый день, впиваясь в строчки,
Он глупеет и умнеет:
Если автор глуп - глупеет,
Если умница - умнеет.
Но порою друг-читатель
Головой мотает злобно
И ругает, как извозчик,
Современные газеты.
"К черту! То ли дело Запад
И испанские газеты..."
(Кстати - он силен в испанском,
Как испанская корова).
Друг-читатель! Не ругайся,
Вынь-ка зеркальце складное.
Видишь - в нем зловеще меркнет
Кто-то хмурый и безликий?
Кто-то хмурый и безликий,
Не испанец, о, нисколько,
Но скорее бык испанский,
Обреченный на закланье.
Прочитай: в глазах-гляделках
Много ль мыслей, смеха, сердца?
Не брани же, друг-читатель,
Современные газеты...
<1908>
ТЕМА: Чтение газеты
ИДЕЯ: К чтению газет надо относиться с умом.
ПРОБЛЕМЫ которые поднимает автор: Читатель и газета. Обывательская критика современных газет. Манипулирование общественным сознанием с печати.
Саша Черный говорит, что дело не в газетах, а в самом человеке. А газета - своеобразное зеркало. Газеты печатают то, что вызывает читательский интерес. Но массовый читатель - хмурый и безликий. Его интересуют светские сплетни. Критикуя, он ни в чем не разбирается. Считает, что на Западе газеты лучше, однако ни одной из них не читал.
И в то же время, Саша Черный настойчиво проводит мысль, что человек стал зависим от газет, пережевывает постоянно их содержание, как корова жвачку. И даже больше. Читатель сравнивается с быком, обреченным на закланье, так как является жертвой своей привязанности:
Каждый день, впиваясь в строчки,
Он глупеет и умнеет:
Если автор глуп - глупеет,
Если умница - умнеет.
Мнением читателя можно управлять, так как оно зависит от автора статьи.