и вот однажды мне пришлось поехать не в деревню, а на юг, в санаторий, отдыхать, на прекрасный юг с его жарой, декоративными пальмами и душными бархатными ночами, где нет ни горького запаха кашии на полянах, ни холодных лесных озер, в которых на закатах бьют хвостами пудовые щуки.
здесь мне нравится и пленяет только море. это удивительное зрелище. утром оно лиловое, гладкое как стекло, над ним подымается легкий парок; днем оно ослепительно нежное, синее, вечером быстро темнеет, на горизонте подолгу пылают огромные и тают дымки пароходов, уходящих в этот огненный закат.
однако мне было скучно на юге, не хватало тут северных лесов, и был я точно одинок без них. и никак не работалось.
однажды утром я встал в плохом настроении. вся палата была залита горячим солнцем, слабый ветерок играл белой занавеской на . я долго валялся в постели и смотрел на мольберт: вчера начал писать вечернее море. но этот этюд мне совсем не понравился в то утро, я закурил и подумал сердито: "надо уезжать, это безобразие! "
вдруг я услышал будто шелест крыльев, и показалось: что-то черное взъерошенным комом упало за тюлевой занавеской .
я удивился и вышел на . на перилах сидела нахохлившаяся ворона и одним глазом смело и внимательно поглядывала на меня. с какой целью она прилетела сюда, было неизвестно. внизу зеленел санаторный парк, пальмы и кипарисы, за ними - море и пляж, усыпанный телами загорающих: везде был солнечный простор.
- ты зачем? - сказал я, но ворона ничуть не испугалась моего голоса, взглянула любопытно другим глазом и, кивнув мне, произнесла, вроде знакомясь; "кла-ра! "
тогда я усмехнулся, подошел ближе, ворона продолжала сидеть на перилах, только опять нагнула голову; и я, протянув руку, погладил ее.
- ишь ты! - сказал я. - ты откуда?
"кла-ра! " - несколько уже недовольно повторила ворона и нетерпеливо тряхнула хвостом. я засмеялся, указал на дверь и пригласил ее:
- а ну заходи ко мне, если ты не боишься.
не успел я это сказать, как ворона спрыгнула с перил, отодвинула клювом занавеску и вошла в комнату, стуча по паркету когтями. я был окончательно удивлен. паркет оказался так гладко натерт, что ворона, спеша войти, неожиданно поскользнулась, но сейчас же подперлась своим хвостом, как палкой, снова пробормотала с неудовольствием: "кла-ра! "
я сразу догадался, что мне надо делать: быстро взял в ванной мыльницу, сполоснул, поставил ее на пол, накрошил хлеба, потом налил туда молока. глядя на мои приготовления, ворона все с нетерпением трясла хвостом, а раз довольно сердито стукнула клювом по мухе, которая села на пол рядом с мыльницей.
- ну ешь! - весело сказал я и при этом отошел в сторону, чтобы она не стеснялась. ворона подошла к мыльнице и стала так мотать в клюве хлеб, что во все стороны полетели брызги молока.
- как тебя звать? - спросил я.
"кла-ра! " - ответила ворона с полным клювом хлеба и посмотрела на меня презрительно, точно говоря: "будто и не знаешь! "
- а, клара! - обрадованно сказал я, но больше вопросов не задавал, сед на стул и начал наблюдать.
«главная роль, конечно, — роль чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, , картина нравов». (и.а. гончаров) нельзя не согласиться с гончаровым. да, фигура чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. пьеса писалась в те времена (1816-1824 когда молодые люди типа чацкого несли в общество новые идеи, настроения. в монологах и репликах чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». свобода личности — вот мотив времени и комедии грибоедова. и свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. стремление чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. и что же видит он вокруг? массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь». итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка грибоедова) и консервативным большинством. как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. окружение мстит чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! «так! отрезвился я сполна! »— восклицает чацкий в конце пьесы. что же это — поражение или прозрение? да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав гончаров, сказавший о финале так: «чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». гончаров считает, что роль всех чацких — «страдательная», но в то же время всегда победительная. но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие. удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях александра андреевича. но такова уж сила подлинного искусства. конечно, грибоедову, может быть, впервые в удалось создать действительно реалистический образ положительного героя.
и вот однажды мне пришлось поехать не в деревню, а на юг, в санаторий, отдыхать, на прекрасный юг с его жарой, декоративными пальмами и душными бархатными ночами, где нет ни горького запаха кашии на полянах, ни холодных лесных озер, в которых на закатах бьют хвостами пудовые щуки.
здесь мне нравится и пленяет только море. это удивительное зрелище. утром оно лиловое, гладкое как стекло, над ним подымается легкий парок; днем оно ослепительно нежное, синее, вечером быстро темнеет, на горизонте подолгу пылают огромные и тают дымки пароходов, уходящих в этот огненный закат.
однако мне было скучно на юге, не хватало тут северных лесов, и был я точно одинок без них. и никак не работалось.
однажды утром я встал в плохом настроении. вся палата была залита горячим солнцем, слабый ветерок играл белой занавеской на . я долго валялся в постели и смотрел на мольберт: вчера начал писать вечернее море. но этот этюд мне совсем не понравился в то утро, я закурил и подумал сердито: "надо уезжать, это безобразие! "
вдруг я услышал будто шелест крыльев, и показалось: что-то черное взъерошенным комом упало за тюлевой занавеской .
я удивился и вышел на . на перилах сидела нахохлившаяся ворона и одним глазом смело и внимательно поглядывала на меня. с какой целью она прилетела сюда, было неизвестно. внизу зеленел санаторный парк, пальмы и кипарисы, за ними - море и пляж, усыпанный телами загорающих: везде был солнечный простор.
- ты зачем? - сказал я, но ворона ничуть не испугалась моего голоса, взглянула любопытно другим глазом и, кивнув мне, произнесла, вроде знакомясь; "кла-ра! "
тогда я усмехнулся, подошел ближе, ворона продолжала сидеть на перилах, только опять нагнула голову; и я, протянув руку, погладил ее.
- ишь ты! - сказал я. - ты откуда?
"кла-ра! " - несколько уже недовольно повторила ворона и нетерпеливо тряхнула хвостом. я засмеялся, указал на дверь и пригласил ее:
- а ну заходи ко мне, если ты не боишься.
не успел я это сказать, как ворона спрыгнула с перил, отодвинула клювом занавеску и вошла в комнату, стуча по паркету когтями. я был окончательно удивлен. паркет оказался так гладко натерт, что ворона, спеша войти, неожиданно поскользнулась, но сейчас же подперлась своим хвостом, как палкой, снова пробормотала с неудовольствием: "кла-ра! "
я сразу догадался, что мне надо делать: быстро взял в ванной мыльницу, сполоснул, поставил ее на пол, накрошил хлеба, потом налил туда молока. глядя на мои приготовления, ворона все с нетерпением трясла хвостом, а раз довольно сердито стукнула клювом по мухе, которая села на пол рядом с мыльницей.
- ну ешь! - весело сказал я и при этом отошел в сторону, чтобы она не стеснялась. ворона подошла к мыльнице и стала так мотать в клюве хлеб, что во все стороны полетели брызги молока.
- как тебя звать? - спросил я.
"кла-ра! " - ответила ворона с полным клювом хлеба и посмотрела на меня презрительно, точно говоря: "будто и не знаешь! "
- а, клара! - обрадованно сказал я, но больше вопросов не задавал, сед на стул и начал наблюдать.
кончив есть, клара немного подумала,